InvestFuture

ПРАВА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Просмотры: 993
Оцените материал:
(оценок: 36, среднее: 4.61 из 5)

ПРАВА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

установлены в ст. 31 НК и Законе РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах РФ». Налоговые органы имеют следующие права (ст. 31 НК):

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержа ния и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания пола гать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество (арест имущества) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию при надлежащего налогоплательщику имущества;

7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщи ками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) про изводственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представите лей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК;

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам (налоговый контроль за расходами физического лица);

11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платеж ных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени (обязанности банков по налоговому законодательству);

12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов (экспертиза) и переводчиков;

13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какиелибо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

15) создавать налоговые посты в порядке, установленном НК;

16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

— о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

— о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

— о ликвидации организации (ликвидация юридического лица) любой организационноправовой формы по основаниям, установленным законода тельством РФ;

— о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

— о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);

— в иных случаях, предусмотренных НК. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК (в ст. 40 НК установлено право налоговых органов определять цену товаров (работ, услуг) для целей налогообложения; в ст. 42 НК — право участвовать в определении источника дохода; в ст. 73 НК — оформлять договор залога имущества; право осуществлять зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога). В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, МНС в пределах своих полномочий утверждает формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций и устанавливает порядок их заполнения, обязательные для налогоплательщиков. Кроме того, налоговым органам в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах РФ» предоставлено право:

1) налагать административные штрафы на руководителей организаций;

2) выполнять функции органа валютного контроля.

Энциклопедия российского и международного налогообложения