Олигопсония
от греч. oligos + opsonia) - рыночное господство нескольких покупателей.
от греч. oligos + opsonia) - рыночное господство нескольких покупателей.
тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара.
англ. oligopsony рынок
на котором имеется лишь несколько покупателей, которым противостоит большое количество продавцов (производителей).
ситуация на рынке, при которой достаточно ограниченному числу покупателей противостоит большое количество продавцов (производителей).
олиго... + греч. ops?nia закупка продовольствия), тип рыночной структуры, при которой существует монополия группы покупателей определенного товара.
крупные покупатели (предприятия или государство), которые осуществляют большинство покупок и влияют на цены закупаемой продукции в своих интересах.
Олигопсония - тип отраслевого рынка, на котором присутствуют только несколько покупателей и доля каждого из них так велика, что он может влиять на изменение рыночной цены.
рыночная ситуация, для которой характерно значительное превышение количества продавцов (производителей) товара над ограниченным числом представленных на рынке покупателей.
рыночная ситуация, для которой характерно наличие монопольных групп покупателей определенного товара, имеющих большое влияние на установление рыночных цен, изменение объема закупок.
ситуация на рынке, когда на нем находится ограниченное число продавцов (производителей) и доля каждого в связи с этим настолько велика, что он может влиять на изменение рыночной цены.
(oligopsony) Рыночная ситуация, при которой существует лишь ограниченное число покупателей, принимающих во внимание действия друг друга, при решении, какое количество товара покупать. Это равнозначно ситуации, когда на стороне предложения имеет место олигополия (oligopoly).
форма концентрации покупателей, т.е. ситуация на рынке, при которой небольшое количество крупных покупателей противостоит многим производителям. Сильные покупатели часто способны заключать выгодные для себя соглашения с производителями в форме ценовых льгот на оптовые закупки и продления сроков кредита.
ситуация, при которой на рынке весьма ограниченное число покупателей делает спрос недостаточно конкурентным. В наши дни это термин экономической науки. В противоположность олигополии он означает недостаточную конкуренцию на стороне спроса. Изучение условий ценообразования на таком рынке исходит из ситуации дуопсонии, при которой покупателей всего два.
Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных покупателей контролирует спрос и, следовательно, объем производства и рыночные цены на товары или услуги; ситуация, аналогичная олигополии (oligopoly), но на стороне покупателя. Цены в случае олигопсонии, как правило, ниже цен на рынках со свободной конкуренцией, точно так же, как в ситуации олигополии цены, как правило, выше. Например, крупные табачные компании приобретают всю продукцию мелких производителей табака и, следовательно, имеют возможность полностью контролировать цены на это сырье.
от греч. oligos – немногий + оpsoneo – приобретаю) – ситуация, когда на рынке действует небольшое число покупателей, противостоящих большому числу продавцов. Доля олигопсонистов на рынке данного товара настолько велика, что они способны влиять на его рыночную цену. Примером такой относительно редкой ситуации могут служить автомобильные заводы, выступающие в качестве олигопсонистов на рынке автомобильных шин. Поведение продавцов и покупателей здесь в определенном смысле симметрично поведению покупателей и продавцов в условиях олигополии. Разница состоит в том, что олигопсонисты заинтересованы в занижении покупных цен, тогда как олигополисты стремятся завышать продажные цены.
недостаточная конкуренция на рынке со стороны спроса, одна из форм монополии, когда ограничено число покупателей товара. К такому положению на рынке ведет наличие небольшого числа перерабатывающих заводов для сбыта сельскохозяйственной продукции в отдельном регионе, ограниченное количество предприятий, потребляющих неходовое минеральное сырье, или поставка производимых малыми предприятиями деталей или узлов только на два-три крупных сборочных предприятия (например, в автомобильной промышленности). Положение О. позволяет крупным компаниям-потребителям диктовать условия реализации продукции производителям, в том числе занижать на нее цены. Ситуация О. может сложиться не только на внутреннем, но и на мировом рынке, когда на нем ограничено число потребителей продукции. Практически такая ситуация была на мировых рынках многих сельскохозяйственных товаров, поскольку многочисленным производителям из развивающихся стран противостоят несколько крупных торгово-промышленных компаний промышленно развитых стран, скупающих и перерабатывающих на своих заводах кофе, какао и другие виды сельскохозяйственного сырья. Создание перерабатывающей промышленности в развивающихся странах и сотрудничество стран - производителей определенных видов сырья, в том числе путем заключения международных товарных соглашений, ведут к изменению ситуации и улучшению положения развивающихся стран.