InvestFuture

Мультипликатор государственных расходов и налогов

Просмотры: 1841
Оцените материал:
(оценок: 23, среднее: 4.35 из 5)

Мультипликатор государственных расходов и налогов

Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в ре­зультате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:

(32)

где KG – мультипликатор государственных расходов; ∆ВНП – приращение валового национального продукта; ∆G – приращение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов можно также определить, ис­пользуя предельную склонность к потреблению – МРС. В итоге мультиплика­тор государственных расходов будет равен:

(33)

Следовательно:

(34)

Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода, то получается дан­ный прирост дохода. Следовательно, изменение величины государственных рас­ходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.

Можно отметить, что мультипликатор государственных расходов 129 аавен мульти­пликатору инвестиций. С экономической точки зрения такая идентичность не удив­ляет. Действительно, если государство создает дополнительный спрос на товары путем увеличения государственных расходов, это вызывает «первичное» возраста­ние валового национального продукта, равное росту расходов. Экономические субъекты, которые пользуются государственными ассигнованиями, в свою очередь, отметив повышение дохода, увеличивают свое потребление на основе собственной предельной склонности к потреблению, способствуя тем самым дальнейшему возрастанию общего спроса и валового национального продукта и т. д. Таким образом, изменение объема государственных расходов приводит в движение процесс мультипликации национального дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении частных инвестиций.

Подобно инвестициям и государственным расходам, налоги также приводят к мультипликационному эффекту. Но, в отличие от государственных расходов, ко­торые оказывают более сильное давление на совокупные расходы, налоги оказы­вают гораздо меньшее воздействие. Это вытекает уже из того, что государствен­ные расходы – одна из составляющих совокупных расходов, в то время как налоги – это фактор, влияющий на одну из переменных, а именно потребление.

Возникает следующее положение – компенсационный эффект роста госу­дарственных расходов требует большего увеличения налогов, чем рост государ­ственных расходов. Это вытекает из того, что влияние налогов и государствен­ных расходов оказывает разное влияние на совокупные расходы, т. е. налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на вели­чину предельной склонности к потреблению МРC.

Следовательно,

(35)

где К – мультипликатор налогов; KG – мультипликатор государственных расходов.

Возникает вопрос: почему мультипликатор налогов меньше на величину МРC? Потому, что каждая денежная единица, потраченная государством на за­купку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на ВНП. Когда государ­ство сокращает налоги, то только часть их уходит на потребление, другая часть уходит на сбережение. Это и объясняет, почему мультипликатор налогов мень­ше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склон­ности к потреблению.

Экономическая теория в вопросах и ответах