Классификация рынков и их взаимосвязь
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков. Можно выделить следующие критерии для характеристики системы рынка.
Первый – по объектам: рынок товаров и услуг (потребительский рынок); рынок рабочей силы; рынок средств производства; рынок ценных бумаг, валюты; рынок научно-технических разработок, патентов; рынок информации; рынок средств обращения; рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви); рынок лицензий и др.
Второй критерий – по субъектам: рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений; рынок промежуточных продавцов – посредников.
Третий критерий – по географическому положению: местный (локальный) рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.
Четвертый критерий – по степени ограниченности конкуренции: свободный рынок; монополистический рынок; олигополистический рынок; смешанный рынок.
Пятый критерий – по соответствию действующему законодательству: легальный рынок; нелегальный («черный» и «серый») рынок.
Шестой критерий – по отраслям: автомобильный рынок; компьютерный рынок и т.д.
Седьмой критерий – по характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок.
Внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка, образует его структуру. Признаками любой структуры являются тесная связь между ее элементами, определенная устойчивость этих связей и целостность, совокупность данных элементов.