Историческая школа
историческая экономическая школа сформировалась в Германии в сер. IX века. В противоположность классической школе, использовавшей абстрактный и дедуктивный метод, историческая школа подчеркивала значение конкретного индуктивного метода и работы по описанию исторических деталей, находясь под влиянием романтического движения историцизма. Старая школа, представленная Вильгельмом Рамером, Карлом Книсом и Бруно Гильденбрандом, концентрирует усилия на беспристрастных и детализированных исторических исследованиях. Шумпетер в результате детального исторического изучения воззрений исторической школы выделил шесть пунктов, отражающих наиболее существенные из ее идей. 1) Релятивистский подход. Детализированные исторические исследования учат тому, насколько несостоятельна идея существования общезначимых практических правил в области экономической политики. Более того, возможность существования общих законов отвергается положением об исторической причинности социальных событий. 2) Положение о единстве социальной жизни и неразрывной связи между ее элементами. Тенденция к выходу за пределы простых социальных доктрин. 3) Антирационалистический подход. Множественность мотивов и небольшое значение чисто логических побудительных причин человеческих действий. Это положение утверждалось в форме этических аргументов и в стремлении к психологическому анализу поведения индивидов и масс; 4) Эволюционный подход. Эволюционные теории призваны использовать исторический материал. 5) Положение о роли интересов во взаимодействии индивидов. Важно то, как развиваются конкретные события и формулируются конкретные условия, а также каковы их конкретные причины, но не общие причины всех социальных событий. 6) Органический подход. Аналогия между социальными и физическими организмами. Первоначальная органическая концепция, согласно которой национальная экономика существует вне различных индивидуальны» организмов и над ними, позднее заменяется концепцией, согласно которой индивидуальные экономики, составляющие национальную, состоят в тесной зависимости друг от друга.