InvestFuture

Историческая школа

Просмотры: 788
Оцените материал:
(оценок: 44, среднее: 4.36 из 5)

Историческая школа

историческая экономическая школа сформировалась в Германии в сер. IX века. В противоположность классической школе, использовавшей абстрактный и дедуктивный метод, историческая школа подчеркивала значение конкретного индуктивного метода и работы по описанию исторических деталей, находясь под влиянием романтического движения историцизма. Старая школа, представленная Вильгельмом Рамером, Карлом Книсом и Бруно Гильденбрандом, концентрирует усилия на беспристрастных и детализированных исторических исследованиях. Шумпетер в результате детального исторического изучения воззрений исторической школы выделил шесть пунктов, отражающих наиболее существенные из ее идей. 1) Релятивистский подход. Детализированные исторические исследования учат тому, насколько несостоятельна идея существования общезначимых практических правил в области экономической политики. Более того, возможность существования общих законов отвергается положением об исторической причинности социальных событий. 2) Положение о единстве социальной жизни и неразрывной связи между ее элементами. Тенденция к выходу за пределы простых социальных доктрин. 3) Антирационалистический подход. Множественность мотивов и небольшое значение чисто логических побудительных причин человеческих действий. Это положение утверждалось в форме этических аргументов и в стремлении к психологическому анализу поведения индивидов и масс; 4) Эволюционный подход. Эволюционные теории призваны использовать исторический материал. 5) Положение о роли интересов во взаимодействии индивидов. Важно то, как развиваются конкретные события и формулируются конкретные условия, а также каковы их конкретные причины, но не общие причины всех социальных событий. 6) Органический подход. Аналогия между социальными и физическими организмами. Первоначальная органическая концепция, согласно которой национальная экономика существует вне различных индивидуальны» организмов и над ними, позднее заменяется концепцией, согласно которой индивидуальные экономики, составляющие национальную, состоят в тесной зависимости друг от друга.

Словарь по экономической теории

Историческая школа

одна из ветвей английской классической политической экономии. Основоположником исторической школы является немецкий экономист Фридрих Лист. В своей работе «Национальная система политической экономии» он отвергал законы экономического развития, трудовую теорию стоимости, считая, что экономика каждой страны развивается по сугубо национальным особенностям. Фактически политическую экономию он заменил экономической политикой государства, которому предписывал определяющую роль в экономическом развитии. Экономисты старой исторической школы —Вильгельм Георг Фридрих Рошер, Карл Густав Адольф Книс также отвергали идеи экономической закономерности, заменив их экономической историей, а политическую экономию — наукой о социальном хозяйстве. Они считали, что для изучения экономики надо знать семь, присущих для данной страны сторон общественной жизни, в числе которых выделяли: язык, национальность, религию, государство, право, хозяйство и искусство. Учение исторической школы по своей сущности было глубоко националистическим и для условий Германии нашло немало продолжателей. К представителям следующей ступени исторической школы, сформировавшейся в 80-е гг. XIX столетия, получившей название «молодой», относятся Луйо Брентано, Густав фон Шмоллер, Вернер Зомбарт и др. Основными тезисами их экономической теории являются: необходимость учета специфических особенностей с учетом исторического развития; объектом исследования является не человек, а народ, нация в целом, с присущими ей особенностями; критика в адрес направлений исследований классической политической экономии; активная роль государства в экономике; отрицание метода научных абстракций и математических исследований в экономике; взаимосвязь национальной культуры, привычек, традиции в качестве рамок экономической деятельности; взаимосвязь религии и экономического устройства общества. Базис учения «молодой» исторической школы: «человек принадлежит миру культуры». Теоретические основы исторической школы были подвержены критике с точки зрения марксистской идеологии, исследователей неоклассического направления и др. Рациональным зерном, вложенным представителями этой школы в экономическую теорию, является конкретизация экономики, применение в исследованиях материалов наблюдений и статистики, т. е. тех методов, которые сейчас широко используются в научных исследованиях. «Молодая» историческая школа положила начало экономической социологии. Следует остановиться на вкладе исторической школы в теорию предпринимательства. В различные периоды ему периодически уделяли внимание Р. Кантильон, Ж. Сей, А. Маршалл и в начале XX столетия В. Зомбарт. Предприниматель В. Зомбарта — это гражданин с присущими немецкой нации чертами добродетели: бережливости, расчетливости, умеренности, прилежания, честности и т. д. Предпринимательство — это не только средство получения прибыли и процветания, но и проявления гражданского («бюргерского») духа. На современном этапе теория предпринимательства, малый и средний бизнес получили существенное развитие в условиях рыночной экономики многих стран. Именно малому и среднему бизнесу, как новаторской системе развития резервов экономики отдают предпочтение и оказывают государственную поддержку многие страны.

Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник