Государственный бюджет и его место в финансовой системе
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для выполнения необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий.
Сущность финансов и государственного бюджета проявляется в их функциях.
Распределительная функция: через финансы осуществляется внутрихозяйственное, межхозяйственное и межтерриториальное распределение общественного продукта.
Регулирующая функция: при помощи финансов обеспечивается бесперебойный поток средств, регулирующих пропорции в производстве.
Стимулирующая функция: финансы используются как эффективный механизм стимулирования, развития и совершенствования производства.
Контролирующая функция: через финансовые показатели государство устанавливает контроль за распределением и эффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель всей государственной экономической политики – стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Доходы государства представляют собой направления поступления денежных ресурсов. Первое место в бюджетных доходах занимают налоговые поступления.
Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами – внутренними и внешними.
Причин бюджетного дефицита может быть достаточно много: спад общественного производства; рост предельных издержек общественного производства: массовый выпуск «пустых» денег; излишне, неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование ВПК; оборот «теневого» капитала в огромных масштабах; непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и т. д.