Государственные займы
См. Заем государственный
См. Заем государственный
экономические отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, при которых заемщиком выступает государство.
1) всякий заем средств, производимый государством;
2) заем государством средств при помощи выпуска особых обязательств (облигаций государственного займа), приносящих держателям этих обязательств определенный процент дохода.
Государственный займ - форма государственного кредита, когда государство выступает главным образом в качестве должника (заемщика).
Государственные займ - способ получения государственных доходов, который одновременно приводит к образованию государственного долга. Различают внутренние и внешние государственные займы.
форма получения кредита государством, при которой государство получает взаймы денежные средства, но становится должником. Представляют важный, значимый способ получения государственных доходов, однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Могут быть как внутренними, размещаемыми среди банков, предприятий, граждан, так и внешними, получаемыми от внешних кредиторов.
По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем - гражданин или юридическое лицо.
Государственные займы являются добровольными.
Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.
Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием (ст. 817 ГК РФ).
при влечение государством заемных средств путем выпуска облигаций и других ценных бумаг или путем безоблигационных займов. С помощью Г.з. обычно покрываются дефициты государственных бюджетов. Задолженность по Г.з. в большинстве стран постоянно растет. Г.з. могут быть свободно обращающимися, размещаемыми по подписке и принудительными. По срокам погашения займы подразделяются на краткосрочные - со сроком погашения до года (сейчас в РФ, например, ГКО), среднесрочные - до 5 лет и долгосрочные - свыше 5 лет. Для продления действия краткосрочных и среднесрочных займов часто прибегают к консолидации займов, т.е. их превращению в долгосрочные. Иногда проводят конверсию займов путем объединения ранее выпущенных займов в один новый. По формам доходности Г.з. делятся на процентные (владельцы облигаций регулярно получают доход по установленной ставке) и выигрышные (владельцы получают доход при проведении тиражей выигрышей или тиражей погашения). Г.з. могут быть внутренними (в национальной валюте, хотя в покупке соответствующих ценных бумаг, например ГКО, могут участвовать нерезиденты) и внешними, реализуемыми на иностранных фондовых рынках. В конце 1996 - начале 1997 г. Министерство финансов РФ, например, осуществило два выпуска еврооблигаций и разместило их на европейских рынках ценных бумаг (на сумму 2,2 млрд. долл.). К безоблигационным займам относятся займы правительства у сберкасс или внешние межправительственные займы. Облигации Г.з. могут быть рыночными (свободно продаваться и покупаться на денежном рынке) и нерыночными (не подлежать свободной продаже, предъявляться для оплаты в любой момент до истечения срока займа, но проценты по ним будут ниже). Специальные выпуски Г.з. размещаются среди государственных учреждений (страховых, пенсионных и др.), и их облигации не подлежат продаже. Г.з. выпускаются как центральными правительствами, так и местными органами власти. В последнее время в РФ к выпуску ценных бумаг, в том числе для размещения на внешних денежных рынках, приступили некоторые регионы (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.). Обычно размещение Г.з., особенно в виде ценных бумаг, осуществляется с помощью банков, которые получают за свою посредническую деятельность комиссионное вознаграждение.
форма кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство; имеют денежную форму. В условиях обесценения денег выпускаются натуральные займы. С помощью займов достаточно быстро мобилизуются крупные финансовые ресурсы, что особенно важно в периоды экономических кризисов и чрезвычайных ситуаций. В странах с развитой рыночной экономикой государственные займы, как правило, обеспечивают финансирование государственных расходов при недостатке бюджетных средств. В современных условиях выпуск займов в значительной мере связан с потребностями регулирования денежного обращения, финансирования капиталовложений в национализированные и смешанные предприятия, необходимостью предоставления государственных кредитов нерентабельным с точки зрения частного предпринимательства отраслям и предприятиям. Государственные займы подразделяются на: выпускаемые центральным правительством и местными органами управления; по месту размещения — на внутренние и внешние; по видам доходности — на процентные и выигрышные (лотерейные); по срокам погашения — на текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные. Государственные займы выпускаются для открытой продажи населению и кредитным учреждениям или путем обращения части вкладов в сберегательных банках в государственные займы. Размещение их осуществляется через кредитные учреждения, по подписке, путем купли-продажи на бирже или с аукционов. Внутренние займы обычно оформляются в виде ценных бумаг — облигаций, казначейских векселей, долговых обязательств. Займы правительства у сберегательных банков и внешние межправительственные займы, как правило, облигациями не оформляются. Отдельные виды облигаций (так называемые рыночные ценные бумаги) государ-ственного займа свободно продаются и покупаются на денежном рынке и предъявляются к погашению в установленные сроки. Основные держатели облигаций и других ценных бумаг внутренних государственных займов — кредитные учреждения, частные фирмы, специальные доверительные фонды, частные лица. Держатели облигаций получают фиксированный твердый доход в виде процента (процентные займы) или в виде выигрыша при выходе облигаций в тиражи погашения (лотерейные займы). Процент по государственному займу устанавливается исходя из уровня ссудного процента, зависит от срока предоставления государственного займа, потребностей казначейства, выплачивается два раза в год. Погашение государственного займа, а также выплата процентов производится за счет бюджетных средств, текущих расходов или путем выпуска новых займов (рефинансирование). Государство может изменять первоначальные условия займа, уменьшая размер процента, выплачиваемого по облигациям (конверсия), или удлиняя сроки его предоставления (консолидация). Займы, выпускаемые центральным правительством, служат основным источником доходов на покрытие дефицита государственного бюджета, связанного в большинстве случаев с непроизводительными расходами (военными, на содержание аппарата управления). Займы, выпускаемые местными органами, как правило, предоставляются на финансирование осуществляемых ими капитальных затрат в социальную и экономиче-скую инфраструктуру (для финансирования строительства школ, систем водоснабжения, дорог и других объектов общественного назначения). Выпуск местных займов контролируется центральным правительством, займовая санкция которого устанавливает верхний предел местного займа, а также предельный уровень местной задолженности (в виде «предельной» суммы местного долга на каждого жителя или в процентах к сумме доходов местных бюджетов). Выплата процентов держателям облигаций местных займов обеспечивается суммой налогов и доходов местных бюджетов, а возврат займа гарантируется как доходами местного бюджета, так и доходами с объекта, который построен за счет предоставленного займа. Несмотря на то, что облигации (другие ценные бумаги) государственных займов дают право на доход, на практике они представляют собой форму фиктивного, реально не существующего капитала. Выпуск государственного займа образует государ-ственный долг, погашение и процентные платежи по которому осуществляются в большинстве случаев за счет введения новых налогов. Внешние займы предоставляют одним государством или по поручению государ-ства частным банком (консорциумом банков) за определенное комиссионное вознаграждение другому государству в денежной или натуральной форме, в национальной или иностранной валюте. Выпуск внешних займов зачастую связан с платежным балансом страны и используется для покрытия его дефицита. Широко распространены целевые внешние займы, устанавливающие в соглашениях об их предоставлении условия использования займовых сумм.