Фискальная политика
См. Политика фискальная
См. Политика фискальная
Использование государственных расходов и налогообложения для конкретной цели - стабилизации экономики.
способ воздействия государства на национальную экономику путем использования бюджетной, налоговой политик.
fiscal policy) – государственная политика в области расходов и налогов, определяемая как правило парламентом страны.
политика государства в области налогообложения и формирования доходной и расходной частей государственного бюджета.
воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения системы налогообложения и государственных расходов.
налогово-бюджетная политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, осуществляемая в жестком режиме.
институт управления спросом, предназначенный для регулирования уровня экономической активности в стране путем изменения налогообложения и государственных расходов.
мероприятия правительства в области налогообложения и государственных расходов, призванные регулировать уровень деловой активности; использование государственных расходов для воздей-ствия на макроэкономические условия.
совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей (антикризисного регулирования, обеспечения высокой занятости, борьбы с инфляцией).
политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и получение антиинфляционного валового национального продукта. Является стержневой частью финансовой политики и составной частью экономической политики государства.
1) институт системы управления спросом, предназначенный для регулирования уровня экономической активности в стране путем изменения налогообложения и государственных расходов; мероприятия правительства в области налогообложения и государственных расходов, призванные регулировать уровень деловой активности;3) использование государственных расходов для воздействия на макроэкономические условия.
это регулирование экономики с помощью доходов и расходов, т.е. совокупность правительственных мер по изменению государственных расходов и налогообложения для достижения поставленных целей: обеспечение устойчивого экономического роста, увеличение занятости, снижение инфляции. Если эта политика проводится по усмотрению правительства и на основе решений парламента, то это дискреционная политика. Если это политика встроенных стабилизаторов, т.е. тех механизмов, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменение экономической ситуации, то это автоматическая политика.
сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения поставленных правительством макроэкономических целей. В случае рецессионного разрыва, когда экономика действует ниже своих возможностей, проводится расширительная фискальная политика. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов применяется ограничительная фискальная политика, которая основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок. Для стимулирования спроса во время рецессии и ограничения его во время оживления применяется антициклическая фискальная политика, состоящая в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Это означает, что правительство должно предусматривать плановый бюджетный дефицит, если экономике грозит рецессия, либо бюджетный излишек во время экономического оживления.
от слова фиск – лат. fiscus – корзина для денег, означавшего в Древнем Риме военную кассу, затем – кассу императора; теперь во мн. языках – напр. англ., фр. fisc – государственная казна; англ. fiscal policy) – совокупность финансовых мероприятий государства в области налогов и расходов для сдерживания колебаний совокупного спроса, воздействия на уровень занятости, инфляции и других макроэкономич. показателей экономики. Ф.п., наряду с кредитно-денежной политикой, – один из двух гл. относительно самостоят. инструментов регулирования рыночной экономики. Различают автоматическую и дискреционную Ф.п. Автоматическая Ф.п. выражается в действиях, обеспечивающих автоматич. изменение налоговых поступлений и гос. расходов в результате изменения объема произ-ва и доходов. Напр., при экономич. спаде доходы предприятий и частных лиц сокращаются, след., автоматически сокращаются и налоговые поступления. Поскольку нек-рые налоги взимаются по прогрессивной шкале, то снижение доходов приводит к непропорционально быстрому сокращению налогов. Кроме того, в период экономич. спада гос-во вынуждено предоставлять населению дополнит. доходы: пособия по безработице и др. соц. выплаты. Эти автоматич. приросты доходов действуют как стабилизаторы, компенсирующие колебания доходов и, соответственно, колебания частных расходов. Дискреционная Ф.п. предполагает принятие спец. решений для смягчения последствий экономич. цикла. В ее арсенале такие инструменты, как осуществление дополнит. гос. расходов в производств. и соц. сферах, а также изменение в налоговой системе. Как показывает опыт США и др. стран, стабилизационные и др. мероприятия пр-ва могут оказывать на деле дестабилизирующее воздействие.
fi cal policy) политика государства в области сбора налогов и государственных расходов, которая направлена на достижение определенных целей в области стимулирования экономического роста и полной занятости, решение задач структурной, региональной и социальной политики. В годы после второй мировой войны уровень налогообложения во всех странах существенно возрос в связи с повышением роли государства в экономике и ростом его расходов. Однако, решая задачи увеличения сборов налогов, государство стремится с помощью налоговой системы стимулировать капиталовложения в интересах экономического роста. Этой задаче отвечает введенная во многих странах ускоренная амортизация, которая позволяет переводить в амортизационные фонды часть прибыли компаний, но при этом заставляет их увеличивать капиталовложения, так как амортизационные фонды могут использоваться только для капиталовложений. На решение этой же задачи было направлено вводившееся в некоторых странах дифференцированное налогообложение распределяемых и нераспределяемых прибылей. Последние облагались значительно более низкими налогами, что создавало дополнительные возможности для компаний обеспечивать самофинансирование капиталовложений. Для стимулирования экономического роста правительства в опредленные периоды идут на снижения общего уровня налогообложения, расширяя возможности компаний для финансирования капиталовложений. Для проведения структурной политики некоторым отраслям, выделяемым в качестве приоритетных, предоставляются налоговые льготы, в том числе путем введения схем особенно ускоренной амортизации, льгот на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и др. Часто налоговые льготы предоставляются экспортным отраслям производства. В число отраслей с льготным налогообложением иногда попадают старые отрасли, подвергающиеся реструктуризации. Для создания благоприятных условий для развития отсталых или депрессивных регионов компании, в том числе иностранные, производящие капиталовложения в этих регионах, также получают налоговые льготы. При проведении Ф.п., особенно в развивающихся странах, учитывается необходимость привлечения финансовых средств из-за рубежа, стимулирования иностранных инвестиций. Для этого иностранные инвесторы получают более льготный по сравнению с национальными предприятиями налоговый режим. Создаются свободные экономические зоны, где для иностранных инвесторов создаются особо льготные условия. Составной частью Ф.п. является таможенное обложение. Уровень таможенных пошлин определяется не только соображениями защиты национального производства (протекционистские пошлины), но и увеличением доходов бюджета (особенно фискальные пошлины). В некоторых развивающихся странах таможенные пошлины дают значительную часть доходов государственного бюджета. Социальные аспекты Ф.п. проявляются в стремлении государства с помощью введения прогрессивных ставок налогообложения уменьшить разрыв в доходах бедных и богатых семей, сдерживать путем введения налога на наследство накопление богатства в руках одних и тех же семей и т.п. Однако эффективность этой стороны Ф.п. недостаточно высока, поскольку богатые семьи находят разнообразные пути для обхода высоких налогов, налогов на наследство и др. Государственные расходы также направлены на решение задач структурной и региональной политики, в том числе развития некоторых отраслей (например, за счет государства развивалась атомная промышленность, значительные государственные средства выделялись на развитие сельского хозяйства, развитие образования, науки и здравоохранения и поддержку определенных слоев населения (пенсии, пособия по безработице), особенно в условиях ухудшения экономической конъюнктуры).