состояние защищенности потребностей личности, общества и государства в информации независимо от внутренних и внешних угроз. Относительно национальных интересов информационная безопасность означает такое состояние защищенности информационных ресурсов личности, общества и государства, который обеспечивает реализацию и прогрессивное развитие жизненно важных для них интересов.
Информационная безопасность также означает уровень защищенности информационной среды общества, обеспечивающий ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства и нейтрализации негативных последствий информатизации общества.
Проблема информационной безопасности рассматривается в трех основных аспектах:
* защита информации,
* контроль за национальным информационным пространством,
* достаточное информационное обеспечение государственных и негосударственных органов, общественных, частных организаций.
Защита информации предусматривает систему мер, направленных на недопущение несанкционированного доступа к информации, несанкционированной ее модификации, потери, уничтожения, нарушения целостности и т.п., а контроль за национальным информационным пространством – меры по минимизации убытков от осуществления как иностранными государствами, так и внутренними организациями взрывных психологических операций. Уровень достаточности информационного обеспечения государственных органов и негосударственных организаций и фирм определяют, исходя из их потребностей в информации для принятия решений в каждом конкретном случае. Уровень защиты определяют для каждого определенного вида информации отдельно.
Последствия информационной безопасности:
* трактовка проблем, связанных с информационной безопасностью, для различных категорий субъектов могут существенно отличаться,
* информационная безопасность не сводится лишь к защите информации.
Субъект информационных отношений может пострадать (понести убытки) не только от несанкционированного доступа, но и от повреждения системы, что приводит, например, к перерыву в обслуживании клиентов. Для открытых организаций (например, учебных заведений) защита информации не стоит по своему значению на первом месте.
Элементы информационной безопасности: доступность (возможность за определенное время получить необходимую информационную услугу), целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения), конфиденциальность (защита от несанкционированного доступа). Одним из видов национальной безопасности является информационная безопасность (среди других видов такой безопасности – политическая, экономическая, военная, экологическая, международная, социальная, региональная).
Информационная безопасность предусматривает защиту политических, государственных, общественных интересов страны, общечеловеческих и национальных ценностей. Она охватывает:
во-первых, соблюдение требований действующего законодательства относительно недопустимости злоупотребления свободой СМИ, недопущения призывов к насильственному изменению конституционного строя и захвату власти, нарушение территориальной целостности государства, пропаганды войны, насилия, жестокости, разжигания расовой, национальной, религиозной вражды, посягательства на права и свободы человека, общества;
во-вторых, предотвращение размещения сведений, которые составляют государственную тайну, или сведений с ограниченным доступом, а также текстовых материалов, которые перемещаются через государственную границу.
Владельцами информации, подлежащей защите, являются государство и его структуры (органы), предприятия, общества, другие организации, информация которых представляет собой их собственность и составляет коммерческую тайну.
По степени секретности различают информацию:
* особой важности (особенно важную),
* совершенно секретную (строго конфиденциальную),
* тайную (конфиденциальную),
* для служебного пользования (не для печати, рассылается по списку),
* нетайную (открытую).
Принципы засекреченности информации:
законность засекречивания информации (заключается в осуществлении ее в рамках действующих законов и иных подзаконных нормативных актов). Отход от этого принципа может причинить значительный ущерб интересам защиты личности, общества и государства, в том числе незаконное сокрытие от общества информации, которая не нуждается в засекречивании, или утечка важной информации,
обоснованность засекречивания информации (установка с помощью экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических или иных последствий этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства).