Аннулированные заказы по производству, не давшему продукции
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ затраты на аннулированные производственные заказы включаются в состав внереализационных расходов. Причем организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли не только документально подтвержденные понесенные при выполнении заказа затраты, но и остатки приобретенных материалов, не подвергшихся обработке, если они не могут быть в дальнейшем использованы или реализованы в силу специфики товарно-материальных ценностей. Такую позицию высказали чиновники в письме Минфина России от 20 марта 2002 г. N 04-02-06/2/24. Аналогичные выводы содержатся и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13 февраля 2008 г. N А56-7342/2007. Включить в состав расходов указанные затраты можно в том отчетном периоде, когда был аннулирован заказ. К такому выводу пришли судьи ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 9 августа 2004 г. N Ф04-5376/2004(А27-3439-14). Они указали, что расторжение договора является юридическим закреплением факта прекращения работ. То есть основанием для включения в состав внереализационных расходов убытков, связанных аннулированием заказа, является именно факт аннулирования. Особое внимание следует уделить документальному оформлению таких затрат. В подпункте 11 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ содержится ссылка на первичный документ, на основании которого признаются расходы по аннулированным производственным заказам: признание расходов по аннулированным заказам осуществляется на основании актов налогоплательщика, утвержденных руководителем или уполномоченным им лицом. Таким образом, обязательным документом является акт. Если документ с таким названием у организации не будет оформлен, то даже в случае наличия других подтверждающих документов расходы при проведении налоговой проверки будут исключены из внереализационных. Унифицированная форма акта не утверждена, поэтому он составляется в произвольной форме с учетом требований о наличии обязательных реквизитов, содержащихся в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". К ним относятся: а) наименование и дата составления документа; б) наименование организации, от имени которой составлен документ; в) содержание хозяйственной операции; г) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; д) наименование должностей и личные подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления. К акту рекомендуется приложить договор подряда, смету, план-график выполнения работ и т.д., а также письмо об отказе заказчика от исполнения договора. Сумма расходов по акту должна быть подтверждена первичными документами, расшифровками расходов по видам затрат: материальные расходы (накладные, лимитно-заборные карты), расходы на оплату труда и начисленные налоги (табели учета рабочего времени, ведомости начисления заработной платы и т.д.), амортизация основных средств, услуги сторонних организаций, например, субподрядчиков (акты сдачи-приемки выполненных работ). При отсутствии документов затраты могут быть не приняты при налогообложении (ФАС Московского округа в постановлении от 20 января 2006 г. - по делу N КА-А40/13756-05, постановления ФАС Уральского округа от 22 января 2007 г. N Ф09-12035/06-С2, ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. N Ф04-6742/2008(15365-А46-40), Ф04-6742/2008(15373-А46-40) по делу N А46-366/2008 (Определением ВАС РФ от 27 февраля 2009 г. N ВАС-1973/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). Перечень подтверждающих документов строго не определен, и к акту могут быть приложены практически любые документы, свидетельствующие о том, что работы производились, но заказчик отказался принять их, и причина отказа не связана с ненадлежащим их выполнением со стороны подрядчика (например, нарушением технологии, повлекшим за собой ухудшение качества). Это особо отмечено в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16 ноября 2004 г. N А56-2395/04.