ЦИАН — ведущая онлайн-платформа объявлений о продаже и аренде недвижимости на российском рынке. В 2021 году количество уникальных посетителей в месяц достигло 22 миллионов человек.
13 октября ЦИАН подала заявку в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) для проведения IPO на NYSE. Планируется разместить американские депозитарные акции (ADS) под тикером #CIAN, в том числе, и на Московской бирже.
В последнее время многие российские компании, выходящие на IPO, стараются разместиться не только на Мосбирже, но также на NYSE или Nasdaq. Это помогает предложить большие объемы акций по выгодной цене и улучшить свою международную репутацию. Например, вспомним IPO компании OZON, которая, несмотря на изначально высокую оценку, успешно разместилась на Nasdaq. В итоге акции в первый день торгов выросли на 34%.
С другой стороны, все мы помним, как вела себя цена акций Cовкомфлота и Сегежи после размещения на Московской бирже.
Конечно, нет гарантий, что любое размещение на иностранных площадках будет успешным. Но шансы от этого повышаются.
Параметры размещения пока неизвестны. Согласно источникам Reuters, ЦИАН планирует привлечь $300 млн. Компания может быть оценена в $1 млрд. Об этом в январе 2021 года говорил Дмитрий Крюков, основатель и партнер фонда Elbrus Capital, одного из акционеров компании.
Структура акционеров Циан
Крупнейшие акционеры — фонд “Эльбрус Капитал“ с 65,35% акций и инвестиционный банк “Goldman Sachs” с 14,11% акций.
Сооснователю ЦИАН Дмитрию Демину принадлежит 11,52% компании через компанию MPOC Technologies, бенефициаром которой он является.
CEO ЦИАН, Максиму Мельникову, принадлежит 6,64% компании.
Joox Ltd и Otaga Ltd принадлежат по 1,37% и 1,01% акций соответственно.
Драйверы роста компании
Они указаны в проспекте IPO:
-
На российском рынке недвижимости началась цифровизация. Она может увеличить рынок онлайн-объявлений.
-
По прогнозам, этот рынок вырастет примерно на 27% в период с 2021 по 2025 год.
Риски для компании:
-
Высокая конкуренция;
-
Зависимость доходов только от российского рынка недвижимости;
-
Снижение темпов роста прибыли;
-
Проблемы с защитой интеллектуальной собственности;
-
Сложности, связанные с недавним приобретением компании N1.
Источники доходов компании:
-
Сборы за листинг во вторичной жилой и коммерческой недвижимости, за привлечение потенциальных клиентов в вертикали первичной жилой недвижимости;
-
Комиссии с банков-партнеров за распространение ипотечных продуктов;
-
Сборы с клиентов и партнеров за предоставление доступа к собственным исследованиям рынка недвижимости, анализу данных и услугам по анализу рынка;
-
Сборы с пользователей за предоставление комплексных решений и содействие бесперебойной онлайн-аренде недвижимости;
-
Сборы с клиентов и пользователей за услуги по онлайн-операциям с недвижимостью: проверка документов, нотариальные услуги, регистрация и возврат налогов.
Финансовые показатели ЦИАН
Выручка компании за 2020 год выросла на 10%.
Рис. 2. Выручка компании ЦИАН за 2019-2020 годы.
За первое полугодие 2021 года компания отчиталась о росте выручки на 40%.
Рис. 3. Выручка ЦИАН за 2020-2021 годы.
При этом прибыль пока отрицательная. ЦИАН всё еще убыточен, но за 2020 год убыток снизился на 20% по сравнению с 2019 годом.
Рис. 4. Чистая прибыль ЦИАН в 2019-2020 годы.
Однако за первое полугодие 2021 года зафиксирован убыток в сумме 1,67 млрд рублей, что в 4 раза больше убытка за аналогичный период прошлого года. Причина — увеличение операционных расходов, связанных с выплатой вознаграждений сотрудникам в форме акций.
Рис. 5. В 2021 году ЦИАН показал стремительный рост убытков.
Конкуренция на рынке
ЦИАН занимает пятую часть рынка и находится на втором месте после Авито, которому Федеральная антимонопольная служба (ФАС) недавно отказала в приобретении ЦИАН. Такую информацию приводит РБК в “Исследовании рынка онлайн-классифайдов недвижимости” за 2020 год.
Однако в феврале 2021 года компания ЦИАН приобрела новосибирский сервис N1, Теперь ей суммарно принадлежит четверть рынка.
За ситуацией пристально следит ФАС , поэтому рисков крупных слияний и поглощений не предвидится.
Рис. 6. Рынок онлайн-объявлений о продаже и аренде недвижимости в России.
Мнение аналитиков InvestFuture
ЦИАН — крупный игрок на рынке сервисов по покупке и продаже недвижимости в России.
Выручка компании растет, особенно в 2021 году. Но также растёт и убыток. Однако он в основном связан с расходами на выплату акций в качестве премий сотрудникам в рамках программы стимулирования. Из-за переоценки справедливой стоимости акций убыток увеличился.
В то же время, ЦИАН смог занять почти 25% рынка сервисов по продаже и покупке недвижимости, конкурируя с такими компаниями, как Авито, Яндекс-недвижимость и Юла. Поэтому рост выручки и доходов компании в дальнейшем будет зависеть от конкурентной борьбы на этом рынке.
Аналитик Иван Черненко, редактор Никита Марычев.