Вице-президент «Лукойла» по стратегическому развитию Леонид Федун заявил, что цены на бензин в России могут снизиться до 20 рублей за литр, но для этого курс евро в идеале тоже должен опуститься до 20-30 рублей.
Впрочем, топ-менеджер допустил, что теоретически цена горючего может снизиться до 20-рублевой отметки и при курсе 50 руб. за евро. Но, к сожалению, посетовал Федун, в России курс валют всегда «работает только в сторону повышения». Так что, видимо, увидеть дешевый бензин нам не судьба.
А что с ценами?
Тем временем биржевые цены на 95-й бензин в европейской части России находятся на своих максимумах. На данный момент биржевая стоимость бензина АИ-95 составляет 59 тыс. рублей за тонну.
Цены на заправках также штурмуют высоты. По последним данным Росстата, стоимость бензина в июне выросла на 6,1% в годовом исчислении. Средняя цена АИ-92 достигла 45,34 руб., а АИ-95 — 49 руб. за литр.
А может, бензин не такой дорогой, как нам кажется?
На самом деле, среди 32 стран Европы Россия занимает второе место по дешевизне бензина. Но по доступности бензина, согласно официальной статистике, наша страна ровно в середине этого списка — на 16 месте, между Италией и Казахстаном.
Так, по подсчетам РИА «Рейтинг», житель России со среднестатистической зарплатой может купить на свое месячное жалование почти 1000 литров 95-го бензина (для расчетов использовались официальные данные по уровню средней зарплаты в РФ).
Но пока нам еще далеко до лидера рейтинга — Люксембурга: там на среднестатистическую зарплату можно купить 2,6 тыс. литров бензина.
Пора пересесть на электрокары?
Мы уже писали в нашем телеграм-канале об инфраструктуре для электрокаров в России и амбициозных планах Минэнерго на этот счет.
К слову, Леонид Федун не верит в быстрое развитие этого направления в России. Он пояснил, что аккумуляторы для электрокаров плохо работают в холодном климате, требуют высоких затрат при утилизации и обеспечивают недостаточный запас хода.
Больше надежд вице-президент «Лукойла» возлагает на водородомобили — кстати, их выпуск в России планируют начать уже в скором будущем.
Водород — будущее России?
Недавно министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров спрогнозировал, что производить водородомобили в РФ начнут уже в 2024 году. Но, конечно, сначала это будут не российские водородокабриолеты массовой сборки, а общественный транспорт. Электробусы уже выпускаются, теперь появятся и автобусы на водородных топливных элементах.
Помимо этого, на сегодняшний день в России уже представлен прототип седана, работающего на водороде. Это автомобиль люкс-класса Aurus Senat, который входит в семейство моделей представительского класса для высших лиц государства.
Однако многие отраслевые эксперты считают, что машины на водородном топливе, применение которого сейчас обсуждают власти России, не смогут составить конкуренции электромобилям. По их мнению, даже в случае радикального снижения цены на такие авто, по совокупной стоимости владения они будут проигрывать не только электромобилям, но и автомобилям с двигателем внутреннего сгорания на углеродно-нейтральном синтетическом топливе.
Мнение аналитиков InvestFuture
С учетом нынешних экономических реалий и ценообразования, где существенную роль играют налоговые маневры, рассчитывать на падение цен на бензин, конечно, сейчас не стоит. А реализация смелых планов по переходу на электромобили или водородное топливо — дело не быстрое.
Аналитик Александр Резников, редактор Сергей Глушков
InvestFuture