Послание президента федеральному собранию на 2021 имело ярко-выраженный социальный уклон. Люди рады, но возникает правомерный вопрос – где возьмут деньги? Не сильно ли пострадает от этого бюджет? Возможно, меры поддержки будут в безденежной форме? А может бизнесу не избежать новых налогов? Эксперты, принявшие участие в онлайн-конференции "Послание Путина - социальные бонусы и борьба с пандемией" на сайте FINAM.RU, поделились своим мнение, чем может обернуться этот банкет, и за чей счет он проходит.
Павел Салин, политолог, полагает, что деньги возьмут во многом за счет скрытой дополнительной эмиссии. "Это уже происходит с конца прошлого года - тогда таким образом во многом закрыли дефицит бюджета в четвертом квартале. ЦБ выпускает деньги и передает их Минфину, используя для этого банки в качестве промежуточного звена (преимущественно госбанки), которые покупают долговые госбумаги (прямая передача допэмиссии от ЦБ к Минфину запрещена законом). Просто посмотрите, кто является основными покупателями этих бумаг - в четвертом квартале прошлого года и сейчас (например, на большом аукционе ОФЗ 31 марта). Итогом реализации этой схемы становится разгон инфляции с интервалом 3-6 месяцев", - рассказал эксперт.
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton, отмечает, что на самом деле речь идет не о таких больших деньгах. "Да, мер много, они броские, но не слишком капиталоемкие. Сколько надо денег, чтобы платить пособия беременным женщинам? Несколько миллиардов рублей, не больше. Власти постарались избежать по-настоящему капиталоемких мер. К примеру, ничего не пообещали в плане индексации пенсий работающим пенсионерам. А вот эта мера потянула бы на несколько сотен миллиардов рублей. Что касается инфраструктурных проектов, то возьмут деньги из ФНБ, где их достаточно. Не будем забывать и о том, что мировая цена на нефть существенно превышает тот уровень, который закладывался в прогнозе на 2021 год ($45,3 за баррель по базовому сценарию прогноза). Феноменального роста инфляции не будет не только потому что речь идет не о таких больших деньгах (хотя выглядят эти меры достаточно эффектно), но и потому что в преддверии выборов власти будут всеми правдами и неправдами сдерживать рост цен. Получаться это будет не очень хорошо, но резкого и значительного роста цен не будет. Пока не будет!" - прокомментировал г-н Николаев.
Аналогичного мнения придерживается Кирилл Петров, руководитель аналитического департамента Minchenko Consulting: "Пока обещанная прямая поддержка государства выглядит куда как скромно. Вертолетные деньги весьма и весьма умеренные, в то же время такие действительно прорывные для России и бизнеса инициативы как продуктовые карточки для бедных, которые уже давно разрабатывает Минпромторг, в послание не вошли. Сдержанно-оптимистичная социальная политика, видимо, с прицелом на следующие такты перед выборами в сентябре".
Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc, обращает внимание на то, что планы и их реализация сильно всегда расходятся. "Пока перепишут всех нуждающихся, пока регионам спустя указивки, пока регионы попросят деньги, там глядишь уже и 2024 год, а там уже другая повестка. Денег нужно не много, а можно сделать не хитрыми бюрократическими уловками еще меньше", - посетовал он.
Алексей Коренев, аналитик ГК "ФИНАМ", обращает внимание на то, что бюджет у страны уже не дефицитный. "Профицит, правда, небольшой – на сегодняшний момент около 1,8%, но с учетом того, что отчасти сбалансировать бюджет помогло ослабление рубля, а отчасти существенные внутренние заимствования, то переживать за бюджет особо не стоит. К тому же, объем социальных выплат не так уж и велик. Весь объем помощи оценивается в диапазоне 400-570 млрд рублей за 2021-2022 бюджетные годы, из них около 140 млрд – это те самые "детские" выплаты. А "постоянные ежегодные расходы" должны составить 130 млрд рублей. Так что бюджет пострадает не сильно", - сообщил он. При этом г-н Коренев отмечает, что казус состоит в том, что поддержка семей, особенно малоимущих, многодетных, неполных (в общем, нуждающихся), действительно должна быть. Но поддержка должна быть изначально, по определению, а не с 2021-го года, когда до выборов осталось всего-ничего и об этом вдруг опять вспомнили. "Что касается источников финансирования, то поскольку бюджет формируется за счет налогов граждан и бизнеса, то банкет оплатит как всегда сам народ. По сути, весь перечень "социальных инициатив" в послании представляет из себя некоторое акцентирование в перераспределении доходов бюджета от более зажиточных (нижний средний и средний класс, бизнес и т.д.) к остро нуждающимся", - рассказал он.
Евгения Войко, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ, согласен с господином , что поддержка семей должна быть, но в предвыборном (2020-ом году) и текущем выборном году на такую поддержку средства изыскивают из бюджета (за счет урезания других расходов), в последующие годы - не факт, что политическая ставка также будет сделана на социальные группы.