Вкусвилл — быстрорастущая российская сеть продуктовых магазинов для правильного питания. Её хорошо знают жители Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Всего по стране уже открыто более 1300 магазинов, есть собственный сервис доставки. Но наибольшую долю выручки — более 70% — Вкусвилл получает в московском регионе.
На прошлой неделе компания представила на своем официальном сайте проспект размещения ценных бумаг. Это значит, IPO уже близко. Но точных дат, объема и цены размещения пока нет.
Интерес инвесторов к данному ритейлеру подогревается давно: слухи об IPO ходят уже не первый год. Также многие помнят ситуацию со скандальной рекламной акцией, в центре которой Вкусвилл оказался этим летом. Все эти события только повысили популярность компании.
По мнению Wall Street Journal, стоимость компании составит от 3 до 5 млрд долларов. Отталкиваясь от финансовых результатов за 2020 год, которые мы подробнее рассмотрим дальше, оценка по P/S лежит в диапазоне от 1,9 до 3,2. А оценка по P/E находится в диапазоне 120-200.
Кому принадлежит Вкусвилл?
86% акционерного капитала контролируется структурами «Проект Избенка» и «Эволюционная цель». Конечный бенефициар данных структур — Андрей Кривенко, основатель компании. Напрямую Андрею принадлежит дополнительно 1,79% акций. Еще 12% принадлежит структуре российского фонда прямых инвестиций Baring Vostok.
Финансовые показатели: выручка растёт!
График выручки подтверждает высокие темпы роста бизнеса. Выручка растет в среднем по 58% ежегодно.
Чистая прибыль показала сильный рост в 2018 и 2019 годах. Снижение прибыли в 2020 году связано с общим коронавирусным кризисом, а также с активной перестройкой компании в онлайн-сегменте.
Низкая маржинальность по чистой прибыли, характерная для всех продуктовых ритейлеров, объясняет очень высокую предварительную оценку компании по показателю P/E.
Рис. 3. Чистая прибыль компании Вкусвилл.
В первом квартале 2021 года выручка составила 35,77 млрд рублей. Это на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Также обратим внимание на чистый убыток в 0,11 млрд рублей. Это немного, но снижение прибыльности при растущей выручке говорит о росте затрат, с которыми компания пока не совсем справляется.
Точки роста и риски
Согласно долгосрочной стратегии развития, Вкусвилл планирует и дальше расти за счет открытия новых магазинов и развития сети онлайн-продаж. Основные риски компания видит именно в онлайн-сегменте: высокая конкуренция и демпинг со стороны крупных торговых сетей.
Также проблема — рост затрат на курьеров. На рынке сегодня высокий спрос на доставку, а предложение снижается.
Положение на рынке доставки продуктов
В 2020 году Вкусвилл сумел воспользоваться ситуацией и успешно запустить сервис доставки, который занял ощутимую долю в структуре продаж компании. Однако на онлайн-рынке Вкусвиллу придется непросто. Помимо традиционных онлайн игроков, вроде СберМаркета и Утконоса, каждый уважающий себя ритейлер занялся развитием доставки. Особенно выделяется на общем фоне X5 Retail Group, который занял 2 место по выручке в онлайне продуктового ритейла в 2020 году, имея долю онлайн-сегмента всего в 1% от своих продаж.
Выручка в сегменте ритейла, в млрд. рублей
Название |
Выручка онлайн-сегмента |
Доля онлайна в общей выручке |
|||
СберМаркет |
20,7 |
100% |
|||
X5 Retail |
19,4 |
1% |
|||
Утконос |
16,4 |
100% |
|||
Вкусвилл |
12,6 |
11% |
|||
Лента |
6,3 |
1,40% |
Мнение аналитиков InvestFuture
Вкусвилл — быстрорастущая компания в консервативном секторе с большим количеством крупных конкурентов. Дальнейшие темпы роста бизнеса будут зависеть, в первую очередь, от двух факторов:
-
Насколько хорошо компания проявит себя в высококонкурентном онлайн-сегменте и сможет закрепиться в нем.
-
Насколько быстро компания упрется в потолок платежеспособного спроса.
Еще одним важным моментом для Вкусвилл будет работа с маржинальностью и контролем затрат. По результатам 2021 года станет более понятно, способна ли компания показывать прибыль в текущих условиях и оправдана ли предварительная оценка.
Аналитик Иван Черненко, редактор Никита Марычев.