Вчера Минфин впервые с начала года провел аукцион по размещению ОФЗ. При этом во всех СМИ прошла информация, что размещение прошло успешно, а спрос превысил предложение в целых 2 раза.
Но наш взгляд, не все так просто:
-
возможно, Минфин вчера «прощупывал» рынок небольшой тестовой суммой в 10 млрд рублей;
-
делал он это за два дня до предполагаемого снижения ключевой ставки;
-
мало того: он разместил свой выпуск с премией в 9 б. п. к котировкам вторичного рынка, которые наблюдались непосредственно перед объявлением условий аукциона.
Таким образом, даже «тестовую» сумму Минфин разместил с премией к вторичному рынку. Получается, что спрос на бонды Минфина не такой уж и высокий — по крайней мере, на длинные выпуски с постоянным доходом.
На каких покупателей ОФЗ был расчет?
Среди внутренних инвесторов в ОФЗ ключевую роль играют госбанки. Но, вероятно, сейчас им самим нужна помощь, да и смысла в перекачивании денег из одного «кармана» в другой особо нет.
Из внешних инвесторов интерес представляют «дружественные» нерезиденты, которых недавно допустили к российскому рынку.
Почему размещение прошло до заседания ЦБ?
Возможно, это было сделано, чтобы понять, стоит ли продолжать дальнейшее снижение ключевой ставки. Ведь даже «дружественные» нерезиденты живут в реалиях международного долгового рынка. И пока другие страны, следуя за логикой ФРС, повышали ставки, Россия ключевую ставку снижала — а значит, снижалась и привлекательность наших бондов на мировом рынке долга. О привлекательности наших ОФЗ для нерезидентов мы ранее уже писали.
Что будет дальше с ключевой ставкой?
Большинство аналитиков еще в начале неделе опубликовали свои прогнозы. Консенсус — снижение на 0,5%, до 7,5%. Ведь именно эта величина уже заложена в текущих ценах рынка.
Кстати, не исключено, что даже если завтра ЦБ снизит ставку, то дальнейшее ее снижение будет затруднено. Хотя оно и необходимо для поддержки экономики, но ограничивает возможности Минфина по заимствованиям.
ОФЗ в юанях будет?
Не исключено, что скоро Минфин предпочтет размещение в китайской валюте, но для этого нужно договориться с китайскими и прочими иностранными инвесторами. Если же ориентироваться только на российских, произойдет простая перекачка ликвидности из банковского сектора в бюджет.
Сколько денег нужно Минфину?
Это зависит от дефицита бюджета и объема резервов. Изначально в федеральном бюджете на 2022 год был заложен профицит в размере 1,33 триллиона рублей, или 1% ВВП.
Но уже в июне Минфин спрогнозировал дефицит бюджета в 2022 и последующих годах. В этом году, по прогнозам ведомства, дефицит должен составить 1,2% ВВП. В денежном выражении это 1,7 трлн. рублей.
Но на деле все вышло иначе:
-
в первой половине года — в январе-мае — был зафиксирован профицит федерального бюджета в размере 1,495 трлн рублей.
-
летние месяцы оказались «дефицитными»: в июне — 121 млрд, в июле — 893 млрд, в августе — 345 млрд;
-
итого за январь-август общий профицит бюджета снизился до 137 млрд, хотя в прошлом году за тот же период он был 1,08 трлн.
Ранее Минфин заявлял, что дефицит бюджета покроют средства ФНБ. Это, при текущем курсе, примерно 12 трлн рублей. Но больше половины этой суммы — это неликвидные активы: акции Сбера, Аэрофлота, ДОМ.РФ, облигации других государств, инфраструктурные облигации и т.п. А также активы, заблокированные в результате санкциями. Но в любом случае на покрытие дефицита бюджета в этом году средств ФНБ должно хватить.
Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев