10 июня безвизовое соглашение между Украиной и странами Европейского союза было ратифицировано. На следующий день после вступления в силу безвизового режима граждане Украины получили право беспрепятственного въезда в страны Шенгенской зоны и постоянного пребывания в ней в течение 90 дней на протяжении полугода.
Это знаковое соглашение, фактически открывшее для Украины западные границы, одновременно четко очерчивает рамки дозволенного: находясь в ЕС, гражданам Украины запрещено работать и учиться без соответствующих разрешающих документов.
На фоне этих новостей в украинских и российских СМИ все активнее всплывают на поверхность и начинают циркулировать сведения о скором введении визового режима между соседними странами. Представители Российской Федерации уже обозначили официальную позицию, предполагающую зеркальный ответ в случае ввода визового режима украинской стороной. И если этот сценарий воплотится в жизнь, примерно 3-4 млн граждан Украины, которые сейчас находятся на заработках в Российской Федерации, будут вынуждены уехать из нее в поисках легальной, полулегальной, а то и вовсе нелегальной работы в Евросоюзе.
О том, что граждане Украины могут стать хорошим трудовым ресурсом для Европы, аналитики западных - прежде всего, германских - финансовых компаний писали еще в 2004 году, сразу после первой украинской революции. В качестве модели развития событий приводится опыт Югославии.
Граждане этой страны работали в Европе еще при социализме, а заработанные на Западе деньги становились основой для сбережений или стартовым капиталом для развития бизнеса многих балканских семей. Именно данным фактом в значительной степени объясняется прозападный вектор, который в той или иной степени наблюдается во всех республиках бывшей Югославии.
Транспонируя этот опыт на текущую ситуацию с «украинским безвизом» (как его уже успели окрестить в прессе), уместно отметить, что если раньше граждане Украины в основном ехали на заработки в Польшу, то теперь они смогут ориентироваться на всю Европу, что в средней перспективе положительно скажется на украинском платежном балансе. К тому же, трудовая миграция в Европу может быть весьма выгодна гражданам Украины, так как с финансовой точки зрения в Евросоюзе они смогут заработать больше, чем в России.
Статистика подтверждает эти предположения. По данным Financial Times, за 2016 год около 1,3 миллиона украинцев получили в Польше временную регистрацию для работы, и более 115 тысяч получили долгосрочное разрешение на трудоустройство, что в шесть раз больше, чем в 2013 году.
Если говорить о России, то уход украинских трудовых мигрантов станет фактически началом формирования единого рынка труда стран Евразийского Союза. Вероятно, освобождающиеся места займут граждане Беларуси, Киргизии, Армении и в меньшей степени граждане Узбекистана и Таджикистана, не входящих в Евразийский союз. Как следствие, можно ожидать некоторого роста зарплат трудовых мигрантов в России в силу действия закона спроса и предложения на рынке труда.
В качестве итога отметим, что многие граждане Украины, работающие в России не один год, не отказались бы от получения российского паспорта. Однако получение российского гражданства связано с некоторыми трудностями, в том числе и бюрократического порядка. Вдобавок, законопроект, предполагающий упрощение данной процедуры, был недавно отклонен Госдумой. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что большинство граждан Украины, находящихся на заработках в России, все же покинут страну.