В ЕС не нашлось желающих покупать ГТС Украины, сообщил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. В сентябре «Нафтогаз» предложил продать до 49% в уставном капитале украинского оператора газотранспортной системы (ГТС) за границу. Стоимость всего пакета акций, по данным компании, составила $14 млрд.
«Турецкий поток» и «Северный поток-2» постепенно становятся неизбежной реальностью для Украины. Теоретически газовый транзит через Украину может составить около 10 млрд кубометров. Однако износ украинской ГТС слишком высок, и риски техногенных катастроф очень велики. А могло ли быть иначе? Могло! У Украины было три варианта сохранить транзит и получить инвестиции в свою газотранспортную систему:
Треть ГТС — Украина, треть — Евросоюз, треть — «Газпром». И соответствующие инвестиции в украинскую ГТС со стороны ЕС и «Газпрома». От этой идеи отказался президент Украины Виктор Ющенко.
Первая идея немецких инвестиционных банкиров, которые в начале нулевых были финансовыми консультантами «Газпрома»: обмен украинской ГТС на добычу в самой России. В этом случае Украина бы получала российский газ по внутренним российским ценам. Правда, встал бы вопрос экспортной пошлины.
Вторая идея немецких инвестиционных банкиров: обмен украинской ГТС на долю в акционерном капитале самого «Газпрома», в этом случае российское правительство, правда, теряло бы контроль. Однако, вероятно, вопрос был бы решен через схему объединения «Газпрома» с «Роснефтью». Если кто помнит, об этом было официально объявлено в 2004 году. И лишь продажа главной добывающей дочки «Юкоса» — «Юганскнефтегаза» — «Роснефти» в декабре 2004 года изменила расклад сил.
В общем, у Украины было три альтернативы, и все три были упущены. Поэтому можно сказать, что в газовом вопросе Украина создала себе проблемы прежде всего сама.