Всемирный банк на днях понизил прогноз роста ВВП РФ до 1,2% в 2019 году. МВФ пока ждет подъема нашей экономики по итогам года на 1,4%. Министр экономического развития Максим Орешкин при этом не исключает, что рост может превысить прогнозные 1,3%.
Власти делают ставку на реализацию национальных приоритетных проектов - на них будет направлено почти $400 млрд до 2024 года. Однако эксперты считают, что даже если нацпроекты будут реализованы, они не помогут ни в борьбе с падением доходов населения (по итогам 1 квартала сократились на 2,3% в годовом выражении), ни в попытках добиться ускорения роста экономики.
Что ждать от экономики РФ в 2019 году? Когда начнут расти доходы россиян? Помогут или нет национальные проекты прорыву экономики? Эти вопросы волнуют не только власть и бизнес, которые в эти дни общаются на полях Петербургского международного экономического форума. Читатели нашего сайта и инвесторы задали эти вопросы в ходе онлайн-конференции, а финансовые эксперты и экономисты ответили.
Что сдерживает рост экономики РФ?
Александра Суслина, руководитель направления "Фискальная политика" Экономической экспертной группы:
- Экономику России держит внизу вовсе не пенсионная реформа. И лишь чуть-чуть придерживает поднятый НДС (снижающий потребление). У российской экономики множество нерешенных проблем. И первая из них - это отсутствие понимания "в верхах", что экономика важна. Что именно она - есть основа процветания страны, а не геополитика. Решения последних лет лишь формально имеют отношение к экономике. Все меры, направленные на стимулирование экономического роста, лишь озвучиваются, но не реализуются. Даже по масштабным нацпроектам, на которые правительство готово выделить десятки триллионов рублей и якобы возлагает большие надежды по усилению роста, до сих пор нет дорожных карт и паспортов! То есть лишь заявлено, что мы будем что-то строить. А как строить, где и кто конкретно будет это делать - это не проработано. По факту есть огромные накопленные проблемы и нежелание заниматься экономикой.
Где точки для роста российской экономики?
Денис Попов, главный аналитик "Промсвязьбанка":
- Их много. Если открыть отраслевую структуру ВВП, видно, что сейчас динамично развиваются сельское хозяйство и пищевая промышленность, добыча полезных ископаемых, деревообработка и производство бумаги, химия, нефтехимия, производство стройматериалов и готовых металлических конструкций, производство автотранспорта, транспортные и логистические услуги, финансовый сектор и т.д. Легкая промышленность в этом году сдала, но до этого несколько лет росла быстрыми темпами.
Наиболее сложная ситуация в отраслях машиностроения. Выведение этих отраслей на конкурентные позиции - это трудная долгосрочная работа. Будем надеяться, что России удастся восстановить свой технологический потенциал в машиностроении. Перспективными являются сектора цифровых технологий, инфраструктурного строительства и переработки отходов.
Марат Сафиулин, управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров:
- Экономическому росту должен предшествовать рост спроса на производимую в стране продукцию. Откуда ждать дополнительный спрос? Полагаю, что, скорее, можно ожидать роста внешнего спроса. География, демография, история делают Россию потенциально одной из ведущих держав в мировой торговле, в глобальном разделении труда. Внутренний потребитель не сможет потребить все то, что производится и добывается на территории огромной страны. Кроме того, для эффективного освоения наших богатств нам по определению понадобится привлекать финансовые, технологические и людские ресурсы из других стран.
В этом отношении точками роста могут оказаться не только добыча и переработка полезных ископаемых, металлургия, но также экспортно ориентированные сельское и лесное хозяйства, пищевая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, производство удобрений. Надеюсь, что в ближайшие годы по-настоящему "выстрелит" транспортная и логистическая инфраструктура в коридорах "Европа-Азия". В более отдаленной перспективе можно ожидать серьезной отдачи от туризма, рекреационной индустрии.
Все перечисленные направления будут понемногу развиваться и в условиях санкций, хотя до принципиального снятия политических рисков увеличение объемов торговли и особенно внешних инвестиций будет происходить очень осторожно, с оглядкой.
Андрей Кочетков, ведущий аналитик "Открытие Брокер":
- Сразу же можно вспомнить о сельском хозяйстве, где есть такое достижение как первое место в мире по экспорту пшеницы. Далее нефть и газ, металлургия, производство авиатехники, ОПК, атомная промышленность. То есть, таких точек достаточно много, но пока нет главной точки – роста реальных доходов населения. В какой-то мере виноватым является технический прогресс. Внедрение систем автоматизированного управления и т.д. снижает потребность в рабочих руках, а роста экономики недостаточно, чтобы восполнять потребность в рабочих местах.
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК:
- Если брать отраслевой разрез, то точки роста найти можно: нефтехимия, фармацевтическая промышленность и пр. Потенциал всегда есть. Вопрос только в том, будет ли он реализован. В ближайшие годы вряд ли это будет сделано.
Какие национальные проекты планируют реализовать? Помогут ли эти нацпроекты экономике России?
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК:
- Про нацпроекты уже столько понаписано, что вряд ли стоит пересказывать заново. Главное эти $400 млрд - это не что-то новое, сверх запланированного. Это - принципиально! К примеру, "текущий ремонт автодорог" тоже вошел в соответствующий нацпроект. Спрашивается: почему вдруг решили, что должен быть какой-то суперэффект. Не будет его, и подавляющее большинство провозглашенных национальных целей развития достигнуто не будет.
В смысле экономического роста это мало что даст, хотя какой-то плюс будет. Но будет и минус: когда неоправданно много ожиданий связывают с теми же нацпроектами - это уводит от решения действительно актуальных проблем (санкции), позволяет делать грубые ошибки (повышение НДС и пенсионного возраста).
Денис Попов, главный аналитик "Промсвязьбанка":
- Да, именно национальные проекты являются тем планом, который должен вытащить нашу экономику из стагнации. Но вопросы к их реализации будут. Неэффективное расходование средств даст эффект для экономики, но краткосрочный и не системный. Значительная часть программ будет реализована по схеме государственно-частного партнерства. Это предполагает наличие частного инвестора и привлечение кредитных ресурсов. Таким образом, формируется заинтересованность в эффективности расходования средств.
Кроме того, усиление администрирования финансовых потоков, более пристальное внимание правоохранительных органов (наблюдаемые в последнее время), также будут способствовать снижению коррупционной составляющей. С национальными проектами можно ознакомиться на сайте правительства или в Википедии.
Считаю, что результат будет. Национальные проекты – это не просто расходы. Это раздел сфер влияния, собственности, финансовых потоков. Это создание новых отраслей и секторов экономики. Это развитие внешнеэкономических связей и торговых маршрутов. Это, в конце концов, работа с обществом - электоратом. Государственная элита приложит максимум усилий для их реализации.
Юрий Зайцев, доцент кафедры ЭПГЧП МГИМО, замдиректора международной экономики и финансов ВАВТ:
- Над исполнением бюджета нацпроектов формальный контроль осуществляет Счетная палата. Для этого ведомством разработан специальный раздел. Помимо ведомства, в мониторинге и оценке национальных проектов участвует и экспертное сообщество. Формально у каждого проекта есть свой куратор и исполнители. Проекты направлены на содействие социально-экономическому развитию России. Сами проекты сформированы по отраслевому принципу. С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте правительства РФ, Счетной палаты и отраслевых ведомств.
Нацпроекты – это агрегированная стратегия российского правительства по повышению темпов экономического роста и экономического развития. Отчасти, это альтернатива структурным реформам, которых ждали в 2015 – 2018 гг. Но говорить о создании принципиально новых отраслей экономики рано. Синергетический эффект возможен. Но потребуется время для оценки воздействия.
Алексей Калачев, аналитик ГК "ФИНАМ":
- 12 национальных проектов "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Цифровая экономика", "Демография", "Здравоохранение", "Образование", "Наука", "Культура", "Экология", "Жилье и городская среда", "Международная кооперация и экспорт", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Производительность труда и поддержка занятости". Плюс - "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры", который называют 13-м проектом. По ним подготовлены паспорта проекта, разрабатываются федеральные и региональные программы. В общем, бюрократическая часть работы идет своим чередом.
Казалось бы, самым понятным должен быть план развития инфраструктуры - конкретные объекты, сроки, ответственные исполнители и объемы инвестиций. Однако в "Сценарных условиях" Минэкономразвитие указывало, что начало финансирования сдвинуто на вторую половину 2019 года. А в интервью "Ведомостям" два дня назад вице-премьер Максим Акимов сказал, что "Все финансирование комплексного плана сдвинуто на 2021–2024 гг.".
Что-то, видимо, пока нет готовности. Видимо, желающие поучаствовать в освоении еще не готовы начать, соинвесторов, видимо, тоже пока не хватает, а Минфин не готов финансировать.
Насчет контроля. На текущий момент следить за этим дитя готовы несколько нянек. Естественно, правительство. Плюс Счетная палата. Плюс Общероссийский народный фронт.
В период реализации, при всех издержках и неэффективности, какое-то отражение в ВВП эти программы покажут. Что касается долгосрочного эффекта, понятно, что без развитой и современной инфраструктуры экономика тормозит. Например, нужно расширять пропускную способность автомобильных и железных дорог, морских портов, аэропортов. Но не все зависит от инфраструктуры - дорогу можно построить, но нужно чтобы было кому по ней ездить и что возить. Без улучшения делового климата и роста предпринимательской активности эффекта не будет. За исключением роста экспортных возможностей для производителей сырьевых товаров, конечно.
Андрей Кочетков, ведущий аналитик "Открытие Брокер":
- Я бы хотел обратить внимание на одну важную деталь. РФ как государство-корпорация, в целом, правильно выделяет приоритетные области приложения государственных финансов. Создание общей экосреды для развития - это и есть сфера ответственности центрального офиса. Другое дело, что в процессе реализации образуются различные неприятности, сопровождаемые наличием или отсутствием судебных дел. Реализация проектов сейчас тормозится необходимостью формирования дополнительной подушки безопасности в ответ на изменение внешних условий. Как вы понимаете, безопасность государства по различным направлениям становится более приоритетной целью, но без экономического базиса мы всё равно не обойдёмся. Поэтому реализация проектов обязательно начнётся, и, вероятно, лучше это сделать через паузу, когда эффект от цифровизации повысит контроль за расходованием средств. Иначе модернизация дорог может свестись к ежегодной замене бордюров.
Что касается эффекта, то если говорить об упрощённой схеме, то можно вспомнить такой пример национального проекта как "Build America". Эффект для роста ВВП будет достаточно относительным, но, как минимум, часть страданий населения трансформируется в реальные инфраструктурные объекты, в улучшение внутренних коммуникаций и среды ведения экономической деятельности. Соответственно, мы можем рассчитывать не только на временный рост спроса на сталь, медь и прочие базовые материалы, но и на повышение спроса на трудовые ресурсы, квалификации, а также на сохранение этой экосреды на долгие десятилетия.
Елена Василева-Корзюк, начальник аналитического отдела "АК БАРС Финанс":
- Некоторые нацпроекты, например, развитие превентивной медицины в нацпроекте по здравоохранению, вероятно окажут существенный позитивный эффект на рост экономики в долгосрочном плане. Контроль за реализацией будет за правительством и Счетной палатой.
Марат Сафиулин, управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров:
- Отечественная история последних 40-50 лет подтверждает, что государство - не слишком умелый хозяйственник. За редкими исключениями государственные проекты (Госплана, инвестиционные, национальные, приоритетные национальные и др), что в позднее советское время, что в постсоветской России, либо не выполнялись вовсе, либо их реализация не приносила ожидавшегося эффекта, либо их реализация оказывалась значительно более дорогостоящим предприятием, чем задумывалось. Нет особых оснований предполагать, что в этот раз все изменится в лучшую сторону. Однако польза от этих проектов все-таки есть. В них достаточно четко сформулированы цели развития государственного управления по 13 направлениям. И хотя некоторые конкретные установленные числовые показатели выглядят мало реалистичными, но если при принятии конкретных решений об использовании выделенных на проекты средств правительство будет четко следовать сформулированным целям, то можно ожидать позитивного влияния проектов на жизнь общества и экономику.
Что касается экономического роста, то он скорее зависит от перспектив развития мировой экономики, в которую включена наша российская, а также от снятия неэкономических барьеров, которые мешают нашему развитию в рамках глобальной хозяйственной системы.
Когда будут расти доходы населения?
Марат Сафиулин, управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров:
- Росстат зафиксировал снижение реально располагаемых доходов населения за 4 месяца текущего года на 2,3%. Однако это падение в основном следствие завышенной базы - показателя первого квартала прошлого года, на который пришлась единоразовая выплата всем пенсионерам в размере 5 тысяч рублей. Если исключить эту выплату, то реально располагаемые доходы будут примерно соответствовать прошлому году. И эта стабильность сохраняется несмотря на титанические усилия регионов, которые пытаются выполнить майские указы 2012 года.
Есть ли основания для повышения доходов населения в этом году? Я таких оснований не вижу. Микроскопическую прибавку может дать упрощенное и льготное налогообложение для самозанятых. По крайней мере, здесь часть доходов выйдут из "тени". Но полагаю, что на фоне роста инфляции влияния этого фактора мы не заметим. Ну, и конечно всегда остается надежда на спасительный рост котировок на энергоносители, металлы. Если такой рост будет значительным и долговременным, то с лагом 3-6 месяцев мы можем ощутить его и на показателях денежных доходов населения. Но мы не застрахованы и от противоположных движений рынка. На фоне роста опасений замедления роста мировой экономики негативный сценарий представляется не менее вероятным.
Алексей Калачев, аналитик ГК "ФИНАМ":
- Видимо, не раньше, чем население заявит о своих правах на более справедливое распределение национальных доходов. Ну, или правительство решит, что пришла пора снова стимулировать потребительский спрос. Или работодатель решит поделиться доходами и поднимет зарплату. Что-то из перечисленного по отдельности или вместе.
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК:
- Статистически доходы населения России могут начать расти уже чуть ли не со 2 полугодия текущего года. Однако даже статистически это будет трудно сделать, так как фактом является то, что новая методика расчета реальных располагаемых денежных доходов населения не позволила "переломить" тенденцию (как известно, во 2 квартале 2019 года падение доходов составило 2,3% в годовом выражении). Основа реального роста доходов – это, конечно же, устойчивый и, я бы сказал, ощутимый (не менее 3%) рост ВВП. Пока такой рост не просматривается. Так что реальность на ближайшие годы: стагнация доходов населения с нарастающей вероятностью ухода их в минус.
Денис Попов, главный аналитик "Промсвязьбанка":
- Проблема роста реальных располагаемых доходов населения - это вопрос риторический, со многими неизвестными. Если речь про официальную статистику, то кроме изменений методик Росстата, динамика доходов будет зависеть от следующих процессов.
По официальной статистике реальные зарплаты продолжают рост, и по моим оценкам в течение года этот рост будет ускоряться. В среднесрочной перспективе поддержать реальный рост зарплат также возможно, но темпы будут невысокими (в среднем за 5 лет +1,6%). С пенсиями всё хуже – текущая система установления пенсий привела к постепенной потере достижений в соотношении между средней зарплатой и средней пенсией (если на пике, в 2015 году, это соотношение достигало 35,2%, то по итогам 2018 года 30,8%) и улучшения пропорций в ближайшее время не предвидится. Так как народ России стареет, этот факт будет существенно ограничивать рост доходов населения. Доходы от предпринимательской деятельности и собственности также не впечатляют, да и вес их несущественен. И, наконец, в ближайшие годы опережающий рост обязательных платежей населения гарантирован (с учетом роста процентных и страховых выплат на фоне бума кредитования физических лиц), и будет снижать располагаемый доход населения. Что касается инфляции, то прогноз ее динамики относительно стабилен и не должен оказывать значимого влияния.
Как следствие, рассчитывать на динамичный рост доходов населения в ближайшие годы не стоит. Наиболее вероятный среднесрочный диапазон динамики реальных располагаемых доходов населения в пределах от -0,5% до +1,5%. Для большинства это фактически отсутствие роста доходов.
Андрей Кочетков, ведущий аналитик "Открытие Брокер":
- Доходы населения могут начать расти в двух случаях. Первый - увеличение платежей из бюджета по линии социального обеспечения, но для этого необходимо менять систему налогообложения сверхдоходов с целью перераспределения их в пользу наименее обеспеченных слоёв. Второй - рост рабочих мест в экономике, что будет создавать конкуренцию за трудовые ресурсы. Естественно, что во втором случае также потребуются изменения в налоговой сфере с целью стимулирования создания новых производств и услуг, в которые необходимо будет привлекать рабочие руки. Если же предложение рабочих мест ограничено, то у работодателей нет стимула повышать заработную плату, которая является базой для роста доходов населения. В остальном, соглашусь с коллегами.
Будут ли еще повышать налоги?
Алексей Калачев, аналитик ГК "ФИНАМ":
- Оснований для роста налоговой нагрузки нет, но исключить того, что правительство пойдет на это, уже нельзя.
Денис Попов, главный аналитик "Промсвязьбанка":
- Повышение налогов возможно. Будут расти акцизы. Лет через пять могут снова повысить НДС. Вообще, повышение НДС с точки зрения производственной экономики не плохо – крупные корпорации часто концентрируют производственные мощности в странах с высоким НДС. Кроме того, возможно повышение налогов на имущество. Возможен рост неналоговых платежей.
Александра Суслина, руководитель направления "Фискальная политика" Экономической экспертной группы:
- Будут или нет - зависит от задач и приоритетов лиц, принимающих решения. Экономической целесообразности или бюджетной необходимости на текущий момент в повышении налогов нет. НО если кому-то в голову придет профинансировать что-то новое, очень масштабное и амбициозное, то сами понимаете...
Андрей Кочетков, ведущий аналитик "Открытие Брокер":
- Данный вопрос покрыт мраком тайны. Ибо руководство страны постоянно говорит о том, что налоги не будут повышаться, но по факту они растут, или их пора перестать называть налогами. На мой взгляд, налоговая нагрузка в стране уже избыточная и пора говорить об их снижении. Если не для всей экономики, то, как минимум, для приоритетных отраслей. Налоги для населения также могут расти в виде различных акцизов. Кроме того, ещё не исчерпаны возможности налоговиков в области обложения движимого и недвижимого имущества. Впрочем, некоторые уже начинают смеяться, что говорит о близости предела по данному вопросу.
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК:
- Будут повышать. Для начала: введение индивидуального пенсионного капитала (ИПК), что фактически увеличивает на величину до 6% подоходный налог.
Каково долгосрочное влияние санкций на уровень жизни россиян?
Алексей Калачев, аналитик ГК "ФИНАМ":
- Санкции влияют по-разному: где-то усиливают отставание от мирового развития, где-то заставляют изобретать и производить свое вместо недоступного или подорожавшего импорта, где-то вызывают ответную реакцию, которая только усугубляет изоляцию страны. Но в целом я что-то не припомню, чтобы санкции пошли на пользу людям или стране.
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК:
- Основное негативное влияние от санкций далеко не в том, что мы не получим какие-то кредиты и даже технологии. Главный долгосрочный негативный эффект их в том, что те реформы, которые должны реализовываться в России, сколь необходимыми бы они ни были, не будут достаточными. Их достаточность обеспечивается развитием без санкций. Соответственно, не будет и желаемого экономического роста, что выливается в проценты от ВВП. А это – экономическая цена – уже измеряется триллионами рублей. С санкциями (во всяком случае, с их нынешним уровнем) жить можно. Но разве же это жизнь! И это станет еще более актуальным, когда санкции усилятся.
Юрий Зайцев, доцент кафедры ЭПГЧП МГИМО, замдиректора международной экономики и финансов ВАВТ:
- Санкции - это, безусловно, негативный фактор российского инвестиционного климата. Санкции существенно снижают конкурентоспособность российского бизнеса как в России, так и за рубежом. По сути, санкции формируют новую модель работы экономики, которая отграничена от мировой экономики рядом факторов, а это в свою очередь, ограничивает ее потенциал. Безусловно, жить в условиях санкций можно и возможно. Но под сомнение ставится вопрос достижения потенциально возможных макропоказателей.
Денис Попов, главный аналитик "Промсвязьбанка":
- Все зависит от нас (от РФ). Эффективно распоряжаясь имеющими ресурсами, мы можем не допустить снижения уровня жизни и даже улучшить его. Санкции уже оказывают влияние – умеренные темпы роста экономики, стагнация доходов населения, замещение импорта, попытки возврата к модели самодостаточной экономики. Таким образом, с одной стороны, санкции ограничивают наши возможности, но с другой - заставляют нас активнее отстаивать свои интересы.
Андрей Кочетков, ведущий аналитик "Открытие Брокер":
- Санкции, действительно, надолго. Однако Россия как государственное образование живёт с этим на протяжении почти всей своей истории. Соответственно, данный фактор, хоть и сдерживает темпы улучшения уровня жизни, но в долгосрочной перспективе процесс невозможно повернуть назад. Стоит также отметить то, что жёсткий внешний режим постепенно воспитывает государство жить по средствам и подготавливаться к множеству нештатных ситуаций. Естественно, что необходимо предпринимать более значимые шаги по совершенствованию своей экономической модели, но даже подготовка к форс-мажорам уже позволяет избежать многих неприятностей. Как известно, если нет стимулов с чем-либо бороться, то любая система будет идти по наименее затратному пути. Соответственно, текущий режим внешних ограничений - это, во многом, благо для развития, если сравнивать с ситуацией поедания нефтяных доходов в СССР 70-80 годов, или РФ в начале текущего века.
Марат Сафиулин, управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров:
- По оценкам экспертов, санкции сдерживают рост нашего ВВП на 1-2%. Они серьезно осложняют возможности для привлечения инвестиций в экономику, а также затрудняют технологическое развитие в ряде важнейших для национальной экономики отраслей, в частности, добычи полезных ископаемых, транспортного, космического машиностроения и др. Всем понятно, что входящий скудный паёк инвестиций не позволит воспитать страну-чемпиона. Хотя именно такая задача поставлена руководством страны в отношении экономики.
При этом влияние санкционных ограничений на экономику неоднозначное. В некоторых отраслях они создают конкурентный зонтик для национальных производителей, стабилизируют их положение на рынке. Однако протекционизм, обусловленный политическими соображениями, не слишком помогает развитию компаний. Для инвесторов вложения в санкционно защищенные отрасли остаются высоко рискованными, причем, политически рискованными (то есть, с трудно просчитываемым риском).
Елена Василева-Корзюк, начальник аналитического отдела "АК БАРС Финанс":
- Есть несколько типов санкций, например, ограничения на импорт технологии в несколько секторов, ограничения на привлечение долгосрочного финансирования, персональные санкции. Ограничения на привлечение финансирования и на импорт технологии существенно ограничивают инвестиционную активность.
Возможен ли серьезный обвал рубля? Сколько будет стоить доллар при нефти по $40 за баррель?
Алексей Калачев, аналитик ГК "ФИНАМ":
- На свете нет ничего невозможного. При определенных критических условиях возможен обвал. В более-менее близкой перспективе для этого не наблюдается оснований, поэтому мы нового обвала рубля не прогнозируем. Разве что прилетит какой-нибудь "черный лебедь", но на то он и "черный лебедь", что его нельзя предсказать.
Денис Попов, главный аналитик "Промсвязьбанка":
- В нашем базовом прогнозе фундаментальных оснований для обвала нет, но исключать такую возможность нельзя. По нашим оценкам, при среднеквартальной цене на нефть около $40, курс рубля будет в районе 80 руб. за доллар.
Андрей Кочетков, ведущий аналитик "Открытие Брокер":
- При текущих вводных нет (обвалу рубля). Более того, без бюджетного правила мы бы уже были в диапазоне 55-60 за доллар. Для обвала нужны резкие внешние изменения или какое-то критичное решение внутри. Пока система настраивается на достаточно стабильный курс.
Эффект от $40 за баррель будет таким, что потребление может просесть ещё на 3-5%. Впрочем, я могу немного преувеличивать. Тем не менее, даже при текущей цене на нефть, фактически, мы имеем отрицательную динамику розничных продаж. То есть они отстают от инфляции.
Александра Суслина, руководитель направления "Фискальная политика" Экономической экспертной группы:
- По нашим оценкам, если среднегодовая цена нефти составит около 40 долларов за баррель, то курс будет около 70-71 рубля за доллар (при прочих равных).
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК:
- Если нефть по 40 долларов США за баррель, то рубль - около 80 рублей за доллар США.