Одним из факторов стремительного роста капитализации Tesla в последние несколько месяцев стало активное расширение производственных мощностей компании, что предполагает существенное увеличение поставок в будущем. Однако есть и другие, на первый взгляд, малозаметные драйверы. Речь идет об увеличении автоматизации и рентабельности производства с одновременным улучшением качества продукции.
Гигафабрика Берлин
В июне 2020 г. Тесла начала строительство Гигафабрики Берлин — своего самого передового завода по производству электрокаров и батарей, первого на территории Европы. Новый завод может заработать уже в 2021 г. и станет площадкой для внедрения новейших технологий в автомобилестроении. В Тесла обещают улучшить сборочный конвейер. Покрасочный цех теперь обеспечит глубину и вариативность окраски автомобиля, чего до сих пор не было ни у одного автопроизводителя. А самое главное — полностью будет переработан кузовной цех.
Литой алюминий вместо стали
Вместо огромного количества сварочных роботов и обслуживающего персонала Тесла поставит гигантские литейные машины — Gigapress, из которых на начальном этапе будут выходить полностью литые алюминиевые задние части Model Y. Производитель обещает в будущем добиться литья практически всей несущей рамы и кузова электрокаров, двигаясь к концепции «машины, которая делает другие машины». Соответствующий патент Tesla подала еще в 2019 г.
Литейный пресс итальянской фирмы IDRA обеспечит выпуск задней части кузова как единого целого, которая заменит предыдущий формат сварки и клепки этой части из 70 стальных деталей. Это существенным образом упростит производство, повысит безопасность и технические характеристики электрокара. Предполагается, что упрощение сборки автомобиля позволит компании сэкономить на рабочей силе.
Преимущества и недостатки
Теперь поговорим об использовании алюминия вместо стали. Алюминий в три раза легче большинства марок стали и не ржавеет. Его вторичная переработка проще и экономичнее. Уменьшение веса и увеличение дальности хода — пожалуй, главный вызов в электромобилестроении.
Последние несколько десятков лет доля алюминия в автомобильном производстве растет, в том числе за счет использования его в конструкции кузова. Тем не менее в среднем на кузов автомобиля приходится не более 20% алюминия. Большее количество, вплоть до 100%, используется преимущественно в спорткарах и некоторых пикапах. Иными словами, большинство выпускаемых автомобилей по-прежнему стальные. Между тем в мире ежегодно выпускается до 100 млн пассажирских и легких коммерческих транспортных средств.
Невысокая популярность этого металла в конструкции кузова обусловлена некоторыми недостатками. Алюминий в 1,5–2 раза менее прочный, чем большинство видов автомобильной стали. Рост его использования тормозится из-за высоких требований безопасности. Однако конструкционные особенности электрокара из-за отсутствия ДВС существенно улучшат этот параметр.
Другая проблема заключалась в скреплении различных частей кузова из алюминия и других видов металла. С появлением литейного пресса и эта проблема будет решена.
Прогнозы по рынку алюминия
Потребление алюминия в мире устойчиво растет с 2009 г. С 2015 до 2020 годы CAGR составляет 2,7%. В 2019 г. потребление алюминия превысило 60 млн тонн. По данным Technavio, среднегодовой рост может ускориться до 5% на горизонте 2019–2023 гг. Предполагалось, что за 4 года прирост потребления мог составить порядка 23 млн тонн. В терминах выручки, по данным Reportlinker, размер рынка алюминия в 2018 г. составил $147 млрд, а к 2026 г. рынок может вырасти до $190 млрд с CAGR 3,2%. Есть и более оптимистичные аналитические оценки. Так, по данным Statista, к 2026 г. рынок может вырасти уже до $250 млрд. С учетом негативного влияния пандемии коронавируса, временной горизонт прогнозов может сдвинуться дальше в будущее, но после восстановления экономики ускорение потребления остается вполне вероятным.
Более 50% использования алюминия приходится на транспортный и строительный сектора. Рост темпов строительства в развивающихся странах и улучшение технологии с переходом на монтаж легких конструкций — все это будет способствовать повышению спроса в соответствующем секторе. Что же касается транспорта, на который в 2019 г. пришлось около 26% спроса, то кроме авиапромышленности высокие темпы прироста может показать использование алюминия в автомобильной отрасли. Около 2/3 потребления алюминия в отрасли приходится на пассажирские автомобили.
Алюминий в автомобильной отрасли
По данным Grand View Research, с 2019 по 2025 гг. рынок алюминия для автомобилестроения покажет среднегодовой рост 8,7%, до $60,5 млрд. Если говорить в терминах выручки, то, по данным за 2018 г., порядка 31% рынка автомобильного алюминия или около 7% всего рынка алюминия ($10,5 млрд) приходилось на конструкцию рамы кузова. Потребление алюминия в этой отрасли может показать опережающий рост с CAGR = 9,3%. Ниже представлена ожидаемая динамика соответствующей отрасли в США.
Литье массивных частей кузова автомобиля из алюминия выглядит перспективной технологией. Можно предположить, что за Tesla по этому пути последуют и другие производители, разгоняя спрос на автомобильный алюминий еще больше.
Кто выиграет от новых технологий, а кто пострадает
Использование литого алюминия в качестве кузова автомобиля поможет улучшить технические характеристики и экономить на процессе сборки электромобиля или авто на ДВС. Если удастся добиться ожидаемой отдачи от новой технологии, выиграть могут первопроходцы в индустрии, в числе которых, конечно, Tesla (TSLA). Из-за относительно невысокого объема выпуска операционная рентабельность производства автомобилей (за вычетом ZEV credits) остается низкой.
Также мы видим высокий потенциал роста спроса на алюминий. Это выгодно таким компаниям, как Rio Tinto, Norsk Hydro, Alcoa, Русал и другим производителям. Акции Русала котируются на Московской Бирже и доступны неквалифицированным инвесторам под тикером RUAL. Акции американской Alcoa доступны на Санкт-Петербургской бирже под тикером AA.
Радикальное увеличение потребления алюминия в автомобильной индустрии приведет к снижению спроса на сталь. Предполагается, что этот процесс будет растянут во времени, влияние на отрасль может оказаться ограниченным. В России основными поставщиками металлургической продукции для автопрома являются ММК и Северсталь, однако тренд на замещение стали алюминием может прийти в страну с большим лагом и касаться только определенного класса автомобилей.
Также можно отметить потенциально негативное влияние на производителей промышленных роботов. К примеру, немецкий производитель KUKA получает примерно 35% выручки от поставок и обслуживания промышленных роботов, в том числе для автоконвейеров. Выручка данного направления стагнирует уже не первый год.
Читайте также: Четыре интересные немецкие акции на Санкт-Петербургской бирже
Пострадать от новых веяний в автомобильном производстве могут компании в странах с сильными позициями профсоюзов. В первую очередь — немецкие и французские производители. Профсоюзы не в восторге от движения рынка в сторону транспорта на полностью электрической тяге, так как конструкция силовой части и трансмиссии автомобиля упрощается, высвобождая существенную часть рабочей силы.
БКС Брокер