InvestFuture

Шесть важных политических вопросов про Россию и соседей

Прочитали: 1044 Аналитика Финам

Нурсултан Назарбаев добровольно сложил полномочия президента Казахстана. Украина выбрала главой государства Владимира Зеленского. Александр Лукашенко назначает досрочные парламентские выборы на 2019 год, а президента в Белоруссии выберут в следующем, 2020-ом. В России весной прошли региональные выборы, которые показали провал "единороссов", а в сентябре состоится единый день голосования – нас ждут выборы в 22 регионах, в том числе губернаторские и муниципальные в Санкт-Петербурге и в Московскую городскую думу.

Эксперты в ходе онлайн-конференции на Finam оценили политические перемены в России и у ее соседей, влияние этих изменений на отношения между странами, а также дали прогноз на предстоящие выборы.

Разочаруются ли украинские избиратели в Зеленском? Есть ли шансы у Зеленского на большинство в Раде?

Дмитрий Болкунец, политолог и экономист:
- Владимир Зеленский получил огромный кредит доверия общества. На нем большая моральная ответственность и возможно историческая миссия. Важно помнить, что не все зависит только от президента, полномочия которого ограничены. Давайте пожелаем удачи и понаблюдаем за Зеленским несколько месяцев, а после будет делать выводы и прогнозы.

Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора "Открытие Брокер":
- Украина - страна с парламентско-президентской формой правления. Роль президента Украины - не очень велика. Расклад сил в Раде - куда важнее. Необычность Зеленского в том, что его победа - яркий пример желания граждан сделать, своего рода, "RESET" своему государству. Что из этого получится - пока совершенно не ясно.

Олег Реут, эксперт Движения в защиту прав избирателей "Голос":
- Сколько бы российское телевидение ни пыталось делать из текущей украинской политики комедию, но соседи показали настоящую драму, напряжённую и захватывающую. Россиянам оставалось за ней только следить. И в этом и заключается огромный эффект преодоления политической скуки и уныния. Победная кампания Владимира Зеленского – гимн тому, что если всё делать по современной политической теории, то можно выигрывать любые выборы. Кампания была очень современной, цифровой, действительно инновационной.

Необходимо признать, что Зеленский действительно не отягощён собственной историей отношений с Кремлём, и начинать новые переговоры его команде будет легче. Но основной вызов заключается том, что полномочия президента в Украине ограничены парламентом, очередные выборы которого пройдут в стране осенью. Любые неосторожные действия Зеленского приведут к поражению его партии "Слуга народа", которая пока не имеет представительства в Верховной раде.

Аркадий Любарев, эксперт Комитета гражданских инициатив:
- Я думаю, у Зеленского есть шанс получить большинство в Раде на осенних выборах.

Кирилл Петров, к.п.н., руководитель аналитического департамента Minchenko Consulting:
- Строить прогнозы по будущему Зеленского как президента преждевременно. Пока ему необходимо хотя бы повторить успех его коллеги Макрона и выиграть большинство в парламенте со своей новой партией, не забывайте, что Украина - это парламентско-президентская Республика. В целом прогноз неблагоприятный, простых решений тех сложных проблем, которые стоят перед Украиной, нет, и, вероятнее всего, Зеленскому после парламентских выборов потребуется коалиция с теми самыми партнерами, которых так успешно "прокатил" на выборах избиратель.

Зачем Путин упростил предоставление гражданства жителям ДНР и ЛНР?

Олег Реут, эксперт Движения в защиту прав избирателей "Голос":
- Мне, право, довольно сложно оценить содержательную сторону данного решения. Представляется, что это была "домашняя заготовка" для первой недели трансфера власти в Киеве. Является ли она действенной? Сложно сказать. Имеет смысл посмотреть на количество украинцев, пожелавших воспользоваться данным правом. Упрощенная процедура предоставления им гражданства применялась бы и в обстоятельствах иммиграции в Россию.

Само по себе предоставление гражданства жителям другого государства не является сильной мерой. Доступ к социальным сервисам не открывается, так как для этого по-прежнему нужна постоянная регистрация в России. Возможностей для путешествий для обладателей украинских паспортов значительно больше.

Чего ждать от сентябрьских выборов в России?

Олег Реут, эксперт Движения в защиту прав избирателей "Голос":
- В разных регионах сентябрьские выборы пройдут по различным сценариям. Для губернаторских кампаний принципиальных изменений ожидать не стоит. Административные кандидаты (особенно назначенные врио глав регионов) через процедуру так называемого "муниципального фильтра" будут мотивированы не допустить имеющих поддержку избирателей кандидатов на выборах. Сегодня мунфильтр ограничивает политическую конкуренцию и мешает появлению сильных региональных политиков. Одновременно часть глав регионов будут участвовать в кампаниях как самовыдвиженцы, пытаясь дистанцироваться от партийного бренда "Единой России". Хотя, конечно, партия власти окажет им всестороннюю помощь и содействие.

На выборах депутатов Московской городской думы пока наблюдается столь характерная для "независимых кандидатов" война друг с другом. Уверен, что при проведении сильной избирательной кампании кто-то из неадминистративных кандидатов может рассчитывать на электоральный успех. Для этого необходимо всё делать по науке, творчески, инновационно, демонстрируя желание победить на выборах и подтверждая это желание действительно современной кампанией.

Аркадий Любарев, эксперт Комитета гражданских инициатив:
- "Независимыми кандидатами" чаще всего называют самовыдвиженцев. Но самовыдвиженцы делятся на ставленников власти и оппозиционеров. Самовыдвиженцы - ставленники власти были на выборах в МГД 2014 года, будут и сейчас. А успех оппозиционных кандидатов на выборах в МГД во многом зависит от того, насколько оппозиция сможет консолидироваться вокруг наиболее перспективных кандидатов. Если про другие регионы, то ситуация везде разная, и в некоторых может повториться то, что происходило в 2018 году.

Дмитрий Болкунец, политолог и экономист:
- Думаю, избиратели ждут честных и прозрачных выборов, допуска всех желающих принять в них активное участие. Задача власти - обеспечить равные условия.

Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора "Открытие Брокер":
- Как показали недавно прошедшие выборы в регионах - борьба действительно будет. А уж насколько честная - можно будет судить только постфактум.

Кирилл Петров, к.п.н., руководитель аналитического департамента Minchenko Consulting:
- В ряде регионов определенно можно ожидать провалов кандидатов от партии власти. Все усилия брошены на выборы в Северной столице, а значит где-то в другом месте обязательно будет провал. Наиболее вероятен сценарий протестного голосования в южных регионах, где на выборы прошли действующие руководители с не самыми лучшими рейтингами. Многое зависит от контекста и повестки перед ЕДГ. Впрочем, эхо непопулярной пенсионной реформы по-прежнему сильно и без новых потрясений общественного мнения. С МГД ситуация сложная, для получения каждого мандата надо потратить очень много ресурсов (так как округа очень большие и все одномандатные), а "выхлоп" даже от нескольких побед независимых депутатов будет чисто символический. К сожалению, МГД в настоящее время - чисто декоративный орган, крайне плохо представляющий интересы москвичей.

Что значит интернет-голосование и зачем это вводится?

Аркадий Любарев, эксперт Комитета гражданских инициатив:

- В Москве в этом году будет эксперимент с интернет-голосованием. По-видимому, его цель - расширять его дальше, вплоть до того, чтобы на выборах в Госдуму 2021 года можно было использовать его по всей России. Я предполагаю, что эксперимент в этом году пройдет достаточно чисто. А вот когда Интернет-голосование станет массовым, можно будет ожидать всякие "чудеса".

Главная опасность интернет-голосования (как и любого другого дистанционного голосования, например, по почте) - в практически неограниченных возможностях для контроля за волеизъявлением. И со стороны начальства, и в процессе скупки голосов. Мы на это обращали внимание тех, кто занимается экспериментом. Они обсуждают какие-то возможности ограничить голосование с одного IP-адреса, но все это, я предполагаю, можно будет обойти.

Олег Реут, эксперт Движения в защиту прав избирателей "Голос":
- В ЕДГ-2019 будет проведён эксперимент по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской думы седьмого созыва. По мнению организаторов эксперимента, он проводится в целях тестового использования в процессе голосования современных технологий, задействованных одновременно с голосованием в традиционной форме. Интернет-голосование осуществляется избирателями с помощью специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг Москвы. На всех этапах подготовки и проведения электронного голосования, которое предполагается реализовать с использованием технологий блокчейна, предусматривается соблюдение гарантий прав граждан, тайны голосования, требований к открытости для наблюдения. Такое голосование должно быть доступным каждому избирателю, обеспечивать защиту персональных данных, быть надёжным и безопасным способом передачи голоса.

Стоит отметить, что сами по себе электронные системы голосования имеют определённые технические недостатки, являются непрозрачными для избирателей и внешних наблюдателей. А технология распределенного реестра, по своей структуре представляющая непрерывную цепочку блоков, содержащих в себе электорально значимую информацию (при добавлении нового блока информация, содержащаяся в нём, записывается на все существующие блоки, а на него в свою очередь дублируется ранее записанная информация), является небезопасной с точки зрения соблюдения принципа тайного голосования.

В настоящее время практически ни в одной стране электронное голосование не применяется, поскольку такой способ не может гарантировать тайну голосования. Существует риск опознания избирателя на любой стадии голосования. Отход от соблюдения принципа тайного голосования, предполагающий подверженность опасности тайны волеизъявления конкретного избирателя, деформирует универсальность подхода, при котором данные, связанные с идентификацией личности, и непосредственные данные о поданных голосах, необходимые впоследствии для установления итогов голосования, обособляются друг от друга.

Дмитрий Болкунец, политолог и экономист:
- В некоторых странах (Великобритания, США, Эстония) уже применяется технология интернет-голосования на выборах. Среди преимуществ - снижение расходов на организацию избирательного процесса; доступность вне пределов избирательного участка, что дает возможности для маломобильных избирателей и привлекает большее число избирателей; достаточно быстрый подсчет голосов.

Недостатки - доверие к системе; несанкционированное вмешательство, сбои в работе программы, отсутствие возможности пересчета голосов. Возможно стоит на первых порах тестировать интернет-голосование на проведении локальных референдумов, которые пока не получили широкое распространение.

Не боится ли Путин, что Белоруссия выйдет из-под влияния Москвы? Почему возникают разногласия между странами?

Олег Реут, эксперт Движения в защиту прав избирателей "Голос":
- Республика Беларусь - суверенное государство, которое при этом находится в активной фазе нациостроительства. Беларусь последовательно идёт по пути строительства белорусской политической нации. Во внешней политике самым очевидным образом ориентируется на Польшу, Украину, Германию, Литву и Россию. В предыдущий период действующий в Минске политический режим довольно успешно паразитировал на стремлении Москвы "решить деньгами" вопросы межстрановой интеграции. Но у всего есть предел. На интенсификацию интеграционных процессов Беларусь не пойдёт.

Личные взаимоотношения А. Лукашенко и В. Путина рано или поздно закончатся. Одна из текущих проблем как раз заключается в персонификации белорусского направления российской внешней политики. В ноябре 2019 года в Беларуси пройдут парламентские выборы, которые примерно на 50% сформулируют ответ на вопрос о параметрах возможного трансфера власти в Минске весной 2020 года, когда должны состоятся президентские выборы.

Во внешней политике Беларусь самым очевидным образом ориентируется на Польшу, Украину, Германию, Литву и Россию. В предыдущий период действующий в Минске политический режим довольно успешно паразитировал на стремлении Москвы "решить деньгами" вопросы межстрановой интеграции. Но у всего есть предел. На интенсификацию интеграционных процессов Беларусь не пойдёт.

Дмитрий Болкунец, политолог и экономист:
- Беларусь независимое государство и вправе проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, что и происходит в последнее время. Россия не имеет легальных инструментов вмешательства. Нет необходимости брать кого-то под контроль. Россия - крупнейший инвестор, кредитор и главный рынок сбыта для белорусской продукции. Гарантом военной, энергетической и экономической безопасности республики сегодня также является Россия. Участие в Евразийском экономическом союзе и Союзном государстве вносит важный вклад в укрепление суверенитета и независимости Беларуси.

Кирилл Петров, к.п.н., руководитель аналитического департамента Minchenko Consulting:
- Вопрос поставлен интересно. Сложно отрицать, что такие опасения могут влиять на политику Москвы. Однако они не являются определяющими при выстраивании курса в отношении Минска. В настоящее время Россия поставила перед руководством Белоруссии интересную вилку: либо имиджевые и политические бонусы от интеграции, либо экономия национального бюджета после налогового маневра в нефтяной отрасли. Торговля вокруг условий будущих отношений будет продолжаться.

Представляется, что ключевое противоречие в том, что Белоруссия сохраняет плановую и командно-административную экономику за счет получения ресурсов для переработки из РФ по нерыночным ценам. На фоне Белоруссии даже экономика России выглядит более рыночной. Без этой поддержки со стороны России давно бы пришлось провести приватизацию, сократить государственный сектор и тогда препятствий для экономической интеграции стало бы меньше, а характер политики стал бы более плюралистичным.

Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора "Открытие Брокер":
- Белоруссия важна, прежде всего, как страна - транзитер (и нефти, и газа). Жесткий контроль для этого вовсе не требуется. Вполне достаточно иметь нормальные, рабочие отношения.

Долгие десятилетия экономика Белоруссии де-факто получала субсидии от России за счет поставки нефти и газа по ценам ниже европейского рынка. Сокращение этих субсидий, естественно, воспринимаются болезненно. Это - нормально.

Зачем понадобились ускоренные выборы президента Казахстана 9 июня, если Токаев должен был быть до апреля 2020 года по закону на этом посту, и признают ли эти выборы страны с развитой демократией?

Кирилл Петров, к.п.н., руководитель аналитического департамента Minchenko Consulting:
- Представляется, что ускорение операции преемник-Токаев призвано ослабить возможный конфликт в элитах, так как именно такой конфликт потенциально ведет к сценарию "цветной революции" и непредсказуемым изменениям в элитах.

С учетом взвешенной и многовекторной внешней политики Республики Казахстан, а также с учетом реально высокого авторитета Н. Назарбаева в казахском обществе сценарий непризнания выборов маловероятен. Я думаю, что и западным партнерам, и России, и Китаю было бы выгодно сотрудничать с предсказуемым преемником Назарбаева. А после трагических событий 2014 года на Украине, фактор безопасности стал важнее для международного сообщества, чем фактор условной "демократичности".

Олег Реут, эксперт Движения в защиту прав избирателей "Голос":
- С учётом того, что правящая партия уже выдвинула г-на Токаева кандидатом в президенты, полагаю, что он и станет несомненным лидером избирательной кампании. "Внезапный" характер самих президентских выборов можно объяснить тем, что, с одной стороны, трансфер власти прошёл как по нотам. С другой – г-ну Токаеву легитимность, подтверждённая демократической процедурой, нужна прямо сейчас.

Не только страны с развитой демократией, но и Россия, и Казахстан являются членами ОБСЕ. Миссия ОБСЕ проведёт независимое международное наблюдение за ходом президентской кампании. Рекомендовал бы Вам следить через ресурс osce.org за ходом набора международных наблюдателей и работой миссии в Казахстане. Закладка "9 June 2019 – Kazakhstan – Early presidential election" там уже появилась. Миссия ОБСЕ подготовит минимум четыре отчёта по результатам своей работы и только тогда будет сформулирована позиция по вопросу признания/непризнания президентских выборов демократическими, свободными и проведёнными в соответствии как с национальным законодательством, так и с международными стандартами.

Дмитрий Болкунец, политолог и экономист:
- Нурсултан Назарбаев совершил достаточно мудрый поступок, самостоятельно покинув пост президента. Решение о досрочных выборах продиктовано необходимостью получить мандат доверия для преемника. Вряд ли кто-то имеет за столь короткий промежуток времени набрать политический вес и влияние в обществе.

Признание-непризнание выборов достаточно расплывчатое понятие. Нет универсального положения какие выборы справедливые, а какие нет. Непризнание означает заморозку контактов. В этом никто не заинтересован и в случае с Казахстаном тем более.

Источник: Финам

Оцените материал:
(оценок: 21, среднее: 4.38 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Шесть важных

Поделитесь с друзьями: