Активное внедрение роботов в производство и бизнес началось в 21 веке. Сегодня они широко используются: искусственный интеллект, автопилоты, навигаторы, дроны, автономная логистика.
Для многих логистических компаний роботизация стала особенно мощным скачком. Давайте посмотрим: в чём курьерская доставка проигрывает роботизированной?
Во-первых, роботизация снижает себестоимость доставки, ведь роботу не надо платить. Также она повышает скорость, а это рост уровня сервиса.
Роботы хороши и в решении сложных задач. Например, дроны ищут повреждения газопроводов, доставляют лекарства в горные районы.
Автономные роботы-доставщики ездят по дорогам, летают по воздуху при помощи датчиков и продвинутых навигационных технологий. Сильнее всего роботизация коснулась гостиничного бизнеса, логистики, e-commerce, здравоохранения.
Больше всего роботов сегодня в Северной Америке и Европе. В Азиатско-Тихоокеанском регионе их число тоже растёт.
Рис. 3. География применения автономных роботов-доставщиков. - Источник:Verifiedmarketresearch.com
Роботизированная и курьерская доставка: кто победит?
По данным Verified Market Research, в 2019 году рынок автономных роботов составлял всего 24,3 млн долларов. Ожидается, что к 2027 году он достигнет 236,4 млн долларов: вырастет в 10 раз. Это +34,3% в год.
С другой стороны, никуда не делся и классический рынок экспресс-доставки. На нём, согласно прогнозам, среднегодовой темп роста составит 6,4%.
По исследованию Allied Market Research, глобальный рынок экспресс-доставки в 2020 году составлял 262,8 млрд долларов. К 2027 он должен дорасти до 483,3 млрд долларов. То есть, увеличиться почти вдвое.
Рис. 4. Соотношение B2B- и B2C-сегментов по объемам
При этом рынок экспресс-доставки делится на B2B- и B2C-сегменты. В основном это e-commerce и служба доставки документов.
Где роботы наиболее выгодны?
Чтобы понять это, сравним роботизированные и классические транспортные компании по параметру валовой маржинальности: отношения себестоимости компании к выручке.
Что мы видим из этой таблицы?
Рис. 5. Сравнение уровня валовой маржинальности роботизированных компаний и классических транспортных компаний.
В среднем у крупных компаний экспресс-доставки маржинальность 20%. А у тех, которые используют автономную или полуавтономную роботизацию, маржинальность от 40%. Как видим, роботизация крайне эффективна!
В курьерской отрасли она снижает затраты на доставку ещё больше: на 80-90%, и очень сильно экономит время.
Теперь посмотрим на операционные показатели традиционных курьерских компаний экспресс-доставки.
Рис. 6. Операционные показатели экспресс-доставки с управляемым оборудованием.
Как видим, выручка и операционная маржинальность растут в норме на +10%.
А что у роботизированных компаний? Используем консенсус-оценку компании FedEx.
Рис. 7. Операционные показатели роботизированных компаний.
Здесь выше темпы роста выручки и валовая маржинальность. А вот операционная маржа такая же. Это значит, что компании с робототехникой больше денег вкладывают в маркетинг и совершенствование продуктов, потому и растут быстрее.
Какие компании из сектора доставки интересны инвестору?
Опираясь на консенсус-оценки, из числа курьерских компаний экспресс-доставки выделим FedEx #FDX.
А из тех, что используют роботов, лучше других смотрятся iRobot Corp. #IRBT, Brooks Automation Inc. #BA и Amazon #AMZN.
Рис. 8. Yandex начинает использовать роботов.
Интересна с этой точки зрения и Яндекс #YNDX, которая запускает пилотную программу Yandex NV для Почты России. Теперь роботы помогут выбрать доставку в одно из 27 почтовых отделений, уже подключенных к системе.
Рис. 9. Почтовый дрон британской Королевской Почты.
Британская Royal Mail Plc в этом месяце использовала дрон для доставки на остров Шотландии. А японская Japan Post Holdings Co. тестирует дронов, чтобы в 2023 году разносить ими почту и посылки по всей стране.
Так заменят ли роботы обычных курьеров?
Мнение аналитиков InvestFuture
В 20 веке главный рост бизнесу давало повышение эффективности. В 21 — скорость внедрения инноваций.
Мы видим на цифрах реальных компаний, что роботизация снижает себестоимость доставки, позволяет тратить больше денег на разработку продуктов и маркетинг. А значит, будущее рынка курьерской и транспортной доставки за роботизированной автономной техникой.
Кто быстрее внедрит инновации, тот и захватит весь рынок.
Аналитик Александр Холодов, редактор Никита Марычев.