"Магнит" отчитался о снижении чистой прибыли в 4К 2019 на 51% до 4 млрд руб. Результаты вышли несколько ниже ожиданий, рентабельность EBITDA упала на 1,54 процентных пункта до 5,4% на фоне сужения коммерческой маржи, роста амортизационных отчислений после изменения политики, а также увеличения неподконтрольных расходов (аренды, коммунальных платежей и др.).
Валовая маржа снизилась почти на 2 процентных пункта до 21,7% в 4К 2019 на фоне интенсивных промо, вызванных запланированной распродажей старого ассортимента. Хотя продажа неактуальных запасов неблагоприятно повлияла на прибыль, это позволило высвободить денежные средства.
Маржинальность продаж поддержали меры по оптимизации расходов на маркетинг, упаковку и персонал. Расходы на персонал, на которые приходится около половины общих и коммерческих затрат (SG&A) и ~9% выручки, снизились в сравнении с прошлым годом благодаря автоматизации бизнес-процессов и оптимизации штата.
Всего за год ритейлер заработал чуть выше 17 млрд руб. (-49%) по старым стандартам учета, чистая маржа составила 1,3% против 2,7% в 2018 году. Помимо роста промо, амортизации и аренды на результат сильно повлияло увеличение долга и единовременные факторы в первые три квартала, в частности, списания после пожара в Воронежском распределительном центре и расходы по долгосрочной программе мотивации менеджмента. Рентабельность по EBITDA за год снизилась на 1,2 процентных пункта до 6,1%, при этом без учета единоразовых статей маржа EBITDA уменьшилась только на 0,45% до 6,8%. Чистый долг увеличился за год на 27% до 175 млрд руб. или 2,1х EBITDA.
Выручка в 2019 году увеличилась на 10,6% до рекордных 1,369 трлн руб. благодаря новым торговым площадям (+12,7% г/г). Сопоставимые продажи при этом вышли в небольшой плюс, +0,4% после трех лет снижения за счет роста среднего чека на 2,8%. Траффик за год уменьшился на 2,3%, но мы отмечаем существенное улучшение его динамики в 4К 2019 до -0,2%, при этом в декабре он стал положительным впервые за долгое время. Возврату покупателей способствовали промо, а также введение программы лояльности и улучшение ассортимента. Оптовые продажи повысились на 77% до 36 млрд руб. за счет дистрибуции фармацевтической продукции.
Планы на этот год предполагают открытие 1300 net магазинов разного формата в сравнении с +2377 net в 2019 году. В основном это будут дрогери (1100 net), которые демонстрируют лучшую динамику сопоставимых продаж (+3,1% в 2019 при увеличении LFL траффика на 1,6%). Сеть магазинов "у дома" может быть увеличена на 250 net (~700 gross), редизайн затронет около 900 торговых точек данного формата. Капитальные затраты на 2020 год оцениваются в 60-65 млрд руб. (59 млрд руб. в 2019). Мы считаем положительной новостью значительное уменьшение открытий, особенно в формате "у дома", на высококонкурентном рынке.
Результаты по прибыли, конечно, не радуют, но улучшение цифр по сопоставимому траффику, развертывание программы лояльности, а также меры по оптимизации операционных и капитальных затрат открывают, на наш взгляд, возможность для спекулятивных лонгов по бумаге. Со стороны внешних факторов должно помочь увеличение социальных расходов правительства в рамках финансовой поддержки малоимущих семей, которые являются основным сегментом для ритейлера.