Илон Маск — основатель передовых технологических компаний США. Например, Tesla (TSLA) стала драйвером развития электромобилей, а SpaceX тесно сотрудничает с NASA.
Казалось бы, CША должны гордиться компаниями Маска и помогать им в развитии. Но в реальности всё наоборот: президент Байден не любит миллиардера, и это взаимно.
В чём причина?
На первый взгляд, цели и амбиции Маска совпадают со взглядами администрации Байдена в части «зелёного» будущего. Поначалу бизнесмен поддерживал нового президента США. Однако отношения быстро испортились.
В августе Джо Байден провёл саммит крупнейших автопроизводителей с целью продвижения электромобилей в США. Присутствовали представители General Motors (GM), Ford (F) и Stellantis (STLA). А вот Tesla, как и VolksWagen (VOWG), не пригласили. СМИ и общественность негодовали и пытались найти причину. Ведь Tesla – однозначный лидер производства электромобилей в США. К тому же, более 50% комплектующих компания покупает внутри страны, косвенно создавая рабочие места и повышая сборы налогов. Конкуренты этим похвастаться не могут.
И при этом Байден назвал главу General Motors Мэри Бара «причиной, почему EV так развились», добавив, что компания трансформировала всю индустрию. Всё это прозвучало странно. Хотя Маск приветствует конкуренцию и считает её двигателем прогресса, но осадок у него точно остался.
Причиной «дискриминации» называют то, что Tesla не работает с профсоюзами: Илон Маск строго против них. Эта версия подтвердилась и налоговыми льготами для автопроизводителей, которыми обделили Tesla, ведь льготы распространяются на электрокары, произведённые только на профсоюзных заводах США. В итоге на каждом автомобиле компании могут экономить по несколько тысяч долларов. Но у Tesla такой возможности нет.
Почему профсоюзы стали камнем преткновения?
Маск и Байден действительно имеют противоположные позиции по этому поводу.
Текущую администрацию называют одной из самых «профсоюзных». Во время президентской кампании Байдена поддерживали крупнейшие профсоюзы США. Впоследствии президент назначил на должности в своей администрации представителей этих объединений.
United Auto Workers union (UAW) – один из важнейших профсоюзов США. В его состав, в том числе, входят GM, Ford и Stellantis. Маск ранее писал, что сотрудники Tesla сами не голосуют за вступление в UAW, хотя могут. При этом на Илона подавали в суд за то, что он уволил работника, который агитировал за вступление в союз на одном из заводов. Маск тогда заявил, что его «подослали UAW» и что условия труда в Tesla лучше, чем в профсоюзных компаниях.
«Тёмная сторона» профсоюзов
Чтобы лучше разобраться в теме, стоит сказать о лоббировании интересов в США.
Крупнейшие компании тратят миллионы долларов на поддержку и продвижение политиков (как в случае Байдена и профсоюзов). Получается, что политик попадает на должность, в том числе, благодаря «спонсорам», которым в дальнейшем помогает на государственном посту. Считается, что лоббирование – это институционализированное взяточничество.
Поэтому Маск и говорит, что Байдена контролируют профсоюзы, поэтому он и не любит эти организации.
Автопроизводители США также тратят миллионы долларов ежегодно на лоббирование. При этом в ноябре произошёл скандал с нецелевым использованием средств UAW. Союз берёт довольно большие членские взносы, и эти деньги, как выяснилось, руководители профсоюза используют в личных целях. Так, $2 млн были потрачены на азартные игры, оружие, автомобили и выплаты алиментов.
Другие разногласия
Это не единственное, что разделяет Маска и Байдена. Маск был очень недоволен планами правительства ввести налог на нереализованные доходы: к примеру, с «бумажного» роста акций. Это сказалось на планах Маска продать 10% своих акций Tesla.
Также миллиардер критикует план Байдена Build Back Better и ссылается на дефицит бюджета США. Маск даже заявлял, что готов спокойно отказаться от мер поддержки, которые включены в план. При этом Build Back Better включает в себя и обеспечение внутреннего производства комплектующих в США, чем сильна как раз Tesla. Маск отмечает, что государство должно быть «судьёй, а не игроком на поле».
Вывод
Не стоит ожидать, что администрация Байдена будет поддерживать Tesla и другие предприятия Маска так же, как их конкурентов. Профсоюзные разногласия становятся непреодолимой стеной.
При всём этом Tesla продолжает показывать рекордные результаты и радовать инвесторов. Компания становится на ноги и начинает бежать быстрее рынка. Поддержка, конечно, не бывает лишней, но Tesla растёт и без неё.
Аналитик Алексей Спешилов, редактор Никита Марычев.