Сбер отменяет одобренные заявки на ипотеку по условиям до повышения ставки ЦБ. А клиенты Тинькофф должны банку миллионы рублей из-за неточного курса валют. Что происходит и как бороться с «несправедливым» банком?
Ипотеки от Сбера
Сбер прекратил оформлять ипотеки, которые одобрил до повышения ставки ЦБ. Их не выдают и предлагают условия по новым ставкам. При этом банк заявил, что предупредил клиентов заранее, но пострадавшие это отрицают.
В итоге возникают неприятные ситуации. Прежняя квартира продана, задаток за новую вернуть не получается, и купить жильё тоже – ипотеку не выдают. «Платёж повысили в 2,5 раза, мы готовы были взять новый кредит, но одобрения пока нет», – говорят пострадавшие.
Интересно, что о проблемах пока пишут только клиенты Сбера. Мы разослали запросы в другие банки и ждём ответа. И хотя ВТБ ранее тоже отменял заявки по ипотеке, но он предупреждал клиентов заранее, чтобы они успели заключить сделки.
Помогут ли суды?
Подготовка к ипотечной сделке – затратный этап. Эксперты говорят, что легко вернуть лишь деньги за страховку. Но это несущественная часть расходов. Все остальные можно возместить только через суд. Таким же образом можно принудить банк и заключить ипотеку по изначальным условиям, считают юристы. «До заключения договора банк потенциальному заемщику ничего не должен. Но заёмщик может доказать в суде, что одобрение заявки означает обязанность банка заключить договор именно на этих условиях». Также в суде можно требовать компенсировать расходы, которые клиент понес из-за неожиданных действий банка.
Но судебные разбирательства длятся долго, а ЦБ пока не вмешивается. Так что пострадавшие клиенты банков даже направляют обращения к президенту Владимиру Путину и просят обязать Сбер принять прежние условия из-за «социальной значимости» ипотеки.
Выгодные курсы валют: клиенты обманывают банки
Но иногда сами клиенты пользуются ошибками банков. Как правило, это сбои в курсах валют.
27 февраля клиенты Тинькофф смогли заработать на долларе: купить британский фунт за рубли и дальше выгодно конвертировать в доллар, взяв его 88 рублей. При этом курс доллар/рубль в банке был 150 рублей, а на бирже 28 февраля – 109 рублей.
В итоге счета клиентов заблокировали, а теперь банк списал деньги как «комиссии за операции» из-за «неосновательного обогащения». На некоторых картах минус доходил до 29 млн рублей, покрыть задолженность потребовали за 25 дней. С этой целью банк списывал «заработанные» доллары. Если их не было, забирали сумму в рублях по «самому невыгодному курсу». При этом клиенты даже не могут получить выписку по счёту. Так что неизвестно, каким именно образом Тинькофф рассчитал суммы списания.
Операции физлиц попали под «признаки злоупотребления условиями договора обслуживания». Тинькофф предупредил, что после проверки будет обращаться в правоохранительные органы.
Случались ли подобные инциденты ранее?
Интересно, что такие сбои происходят регулярно. Результат всегда разный, но заработать клиентам не дают.
-
Например, в 2020 году МКБ из-за сбоя продавал доллар дешевле, чем покупал. Один из клиентов заработал на этом более 9 млн рублей. Однако банк заблокировал все средства клиента по постановлению ЦБ об отмывании денег. МКБ также подал иск, и суд наложил арест на прибыль трейдера. Клиент написал заявление на закрытие счетов, и банк выдал сумму до валютных операций, но «$28 тысяч куда-то просто исчезли», а доход остался заблокирован.
-
В 2015 году Тинькофф перепутал курсы покупки и продажи доллара. Банк заявил, что сбой возник в «сторонних сервисах». Клиенты воспользовались этим и заработали. Но через неделю после ошибки Тинькофф пересчитал операции по «правильному» курсу и потребовал покрыть разницу. При этом некоторые клиенты жаловались, что банка запросил «в два раза больше, чем я с этого получил».
Насколько это законно?
По мнению экспертов, сложно доказать в суде, что клиент действовал недобросовестно. Де-факто банк сам предоставил такую техническую возможность, и операции проводил он, а не клиент. Однако по условиям банковского обслуживания счет могут заблокировать, если есть подозрения, что операция незаконная.
Чтобы суд возместил банку ущерб, нужны признаки злоупотребления и мошенничества. Один из них – многократные и частые конвертации. Например, если клиент покупал валюту, тут же продавал ее «в плюс», и далее по кругу. Это поможет доказать, что клиент покупал валюту не для использования в обороте.
В то же время, банки должны исполнять свои обязанности независимо от сбоев, говорят эксперты со ссылкой на Верховный суд. Ведь банк несет ответственность за размещенные предложения. Но это работает не всегда. И даже в условиях обслуживания некоторых банков указано, что «компания не несет ответственность в случае технических сбоев».
Как оградить себя от подобных ситуаций?
В периоды неопределенности банки могут действовать непродуманно и защищать себя. Об этом надо помнить и заранее проверять свои сделки, счета и договоры, когда ситуация в экономике усложняется.
Стоит понимать, какие у вас есть права по договорам и какие возможности для решения вопросов в суде. Хотя суд – это долго, в каких-то ситуация остается надеяться только на него.
Не стоит пытаться заработать на ошибочных курсах банков. Все подобные крупные сделки в прошлом не признали и деньги вернули. Есть даже риск остаться в минусе.
Журналист Алексей Спешилов, редактор Никита Марычев