Совкомфлот — крупнейшая судоходная компания не только России, но и мира. Занимается транспортировкой СПГ, нефти и нефтепродуктов, а также морской добычей углеводородов. На 82,8% принадлежит государству.
Акции и дивиденды Совкомфлота в 2022 году
Они пока не демонстрируют признаков жизни. Оно и понятно: компания попала под санкции Австралии, Великобритании, Евросоюза и США. Штаты, например, запрещают предоставлять Совкомфлоту новое финансирование сроком более 14 дней, ЕС также ограничивает доступ к новым кредитам и иному финансированию, в том числе, через ценные бумаги. А Канада и Великобритания запретили судам компании заходить в свои порты.
В итоге дивидендов за 2021 год тоже не предвидится. При этом в прошлом году чистая прибыль компании сократилась на 86,5%: существенно выросли расходы на топливо и портовые расходы.
Влияние западных санкций на компанию Совкомфлот
-
западные банки предъявили кредиты к досрочному погашению, чтобы разорвать все отношения с Совкомфлотом до 15 мая: такой срок установили власти ЕС;
-
клубы взаимного страхования отозвали страховое покрытие, в итоге суда Совкомфлота больше не могут заходить в порты Канады, Великобритании, Австралии, США и Евросоюза.
Что будут делать со страхованием судов?
-
После введенных запретов суда застраховали в российских компаниях. По заявлению Совкомфлота, теперь объем страхового покрытия соответствует международным конвенциям, а суда — всем правилам международной торговли. Так что они могут заходить в порты других стран.
-
Компания перевела часть операций в Дубай, благодаря чему сможет получать банковские услуги и услуги по обслуживанию судов.
Корабли продают за долги
Это самая болезненная тема. В течение марта-апреля компания распродала часть своего флота, чтобы досрочно погасить кредиты западным банкам (ING, Citibank, Societe Generale, KfW, Credit Agricole). Сколько судов продали? СМИ называют совершенно разные цифры. По данным Financial Times, закрыты сделки по продаже 20 судов. А по данным Lloyd's List, всего на продажу выставлено порядка 40 судов.
Сама компания заявила о том, что продано 12 судов и доли в 9 дочерних компаниях, зарегистрированных за рубежом. Это помогло достичь соглашения о реструктуризации кредитов. Реализация судов позволила снизить уровень долга по кредитам на сумму $1,3 млрд, при этом всего долг по валютным кредитам на конец 2021 года составлял порядка $2 млрд. По данным FT, процессом ускоренной продажи флота руководили банки-кредиторы, а не сам Совкомфлот.
Итого в собственности у компании осталось 111 судов, не исключена дальнейшая распродажа флота.
Что будет с еврооблигациями Совкомфлота?
Это еще одна проблема. У компании два выпуска — с погашением в 2023 и 2028 гг — на общую сумму $928,4 млн. Как и большинство других эмитентов с российскими корнями, Совкомфлот тоже оказался на грани дефолта из-за отказа платежного агента (Citibank, N.A., London Branch.) принять платеж по евробондам.
Сейчас компания изучает альтернативные варианты проведения платежей. Но все не так просто: чтобы изменить условия платежей необходимо согласие большинства держателей бондов.
Возможно ли это? Скорее всего, да: ведь, по заявлениям эмитента, большинство держателей еврооблигаций — российские физические и юридические лица. Согласно данным cbonds, среди крупных держателей — фонды еврооблигаций от БКС, ТФГ,ТКБ, РБ Капитал, УК Первая, Система Капитал, а также НПФ “Благосостояние”.
Что делать инвестору Совкомфлота в 2022 году?
Акции для покупки в текущих условиях интереса не представляют, а вот у держателей облигаций имеются все шансы на урегулирование проблемы с платежами по евробондам.
Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев