Возможность расширения санкций США на госдолг России в начале 2018 года является фактором политического и геополитического риска для страны, говорится в прогнозе рейтингового агентства Fitch на 2018 год.
Утвержденный президентом США Дональдом Трампом 2 августа 2017 года федеральный закон за номером 115-44 "О противодействии противникам Америки посредством санкций" (Сountering America's Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA), касающийся санкций против Ирана, Северной Кореи и России, обязывает главу Минфина США после консультаций с главой Службы национальной разведки и госсекретарем США не позднее чем через 180 дней после вступления закона в силу предоставить в конгресс доклад о ключевых политических фигурах и крупнейших предпринимателях России, связанных с Кремлем, а также информацию об их деловых контактах с иностранными компаниями.
В том же докладе сказано, что будет проанализирован потенциальный эффект расширения санкций за счет включения в них суверенного долга и всех возможных деривативных продуктов, привязанных к суверенному долгу РФ. Кроме того, если санкции будут расширены, российские банки не смогут получать у компаний и физических лиц США финансирование сроком более 14 дней (сейчас 90 дней), а срок финансирования российских нефтегазовых компаний сократится до 30 дней.
Комментарий эксперта: российские власти пока не выражают обеспокоенности возможным расширением санкций США, рассматривая альтернативные инструменты заимствований, в том числе внутренних на случай, если иностранные инвесторы, которые сейчас держат около трети российских рублевых госбумаг, начнут из них массовый выход. Банк России считает, что в случае реализации такого сценария вряд ли будет серьезное изменение доходности этих бумаг. По нашим оценкам, возможный рост доходности ОФЗ при таком исходе может составить 100-200 б.п.