Инфляция растет по всему миру. Мы часто видим в заголовках «индекс потребительских цен» (ИПЦ или CPI). Он измеряет инфляцию и наиболее часто упоминается в прессе. Однако ФРС принимает решение о действиях с ключевой ставкой на основе не CPI, а PCE.
Что такое индекс PCE?
Индекс расходов на личное потребление (PCE) — это индекс, созданный для того, чтобы измерять изменения цен на товары и услуги за определённый период в экономике.
Различие между PCE и CPI
Оба этих индекса имеют в своей основе определенный набор товаров — потребительскую корзину. Люди тратят на одни товары больше, чем на другие, поэтому эти товары занимают большую часть корзины, а значит имеют больший вес в индексе. Суть в том, что PCE и CPI рассчитываются на основе разных корзин: CPI основан на опросах о том, что покупают домохозяйства, а PCE — о том, что продают предприятия.
Кроме того, индексы по-разному изменяют веса в этих корзинах. PCE ребалансирует свою корзину каждый квартал. Выглядит это так: если цены на хлеб растут, люди покупают меньше хлеба, и PCE использует новую корзину товаров, в которой хлеб уже имеет меньший вес. CPI делает также, но гораздо реже — раз в два года, когда цены уже успевают стабилизироваться.
Из-за разницы подсчета PCE всегда ниже, чем CPI примерно на 1,5 - 2%. Например, в октябре инфляция в США составила 6,2% по CPI. PCE же только достиг отметки в 4,1%.
Как найти перспективный сектор при помощи PCE?
Для инвестора важную роль в индексе PCE играет не само значение, а его состав. Так, наибольшую долю индекса занимают коммунальные услуги, здравоохранение, финансы и пищевая промышленность.
Суть состоит в том, что если растут расходы на потребление в этих секторах, значит растут и доходы компаний из данных секторов. И наоборот.
Например, в 3 квартале данные по PCE показали снижение потребления в сегменте «Автомобили и запчасти» на 12%, и, если мы посмотрим на квартальную выручку автопроизводителей, то Ford за этот период потерял 4,8%, а General Motors — 24%.
Анализируя PCE, нужно внимательно следить за изменениями в секторах, и на результатах анализа уже выбирать — в какую отрасль сегодня инвестировать.