Индекс цен производителей (PPI) отражает динамику отпускных цен на материалы и комплектующие для производителей различных товаров и услуг.
Предсказать инфляцию
В отличие от индекса потребительских цен (CPI), PPI отслеживает не конечную стоимость товаров, а скорее их себестоимость. А поскольку рост себестоимости может стать причиной роста цен на конечную продукцию, PPI может предвещать рост CPI.
Однако это работает не всегда. Например, производители могут компенсировать возросшую себестоимость сокращением издержек, а розничные сети могут не повышать цены на товары, даже если их закупка стала дороже.
Виды PPI
Индексы PPI классифицируют по трем признакам:
• Отрасль. Отраслевые PPI отслеживают цены только для конкретных отраслей. На сайте Федерального бюро статистики труда США публикуются данные по PPI для 535 отраслей.
• Товар. Эти индексы отслеживают цены на отдельные товары. Например, в США публикуется статистика по более чем 3800 видам товаров и около 900 видам услуг.
• Покупатель. Эти индексы учитывают, кто покупает товар — конечный потребитель или промежуточное звено.
Как использовать PPI?
Зайдите на сайт Федерального бюро статистики труда США и посмотрите данные по индексу за последний месяц. Изучив разбивку по конкретным отраслям или товарам, можно понять, у каких компаний будет расти себестоимость продукции.
И если для производителей товаров первой необходимости рост цен будет однозначно означать рост выручки, то для всех остальных отраслей важно также смотреть отраслевой индекс PCE и соотносить эти два значения.
Например, в сентябре PPI на говядину вырос на 57% год к году. Соответственно, в отчете мясопроизводителя Tyson Foods за 3 квартал также виден существенный рост выручки в сегменте говядины (+17%).
Однако PPI на автомобили в сентябре вырос на 91% год к году, но автопроизводители от такого роста только пострадали, поскольку спрос со стороны покупателей резко упал.
Аналитик Александр Никитов