В чем суть черной пятницы?
Словосочетание «черная пятница» (Black Friday) на фондовом рынке резко контрастирует с другими специфическими «черными» днями недели на календаре трейдеров, вроде вторника 1929-го или понедельника 1987-го. Несмотря на несколько зловещий цвет, ежегодная «черная пятница», безусловно, несет в себе позитивную окраску, в отличие от обвалов рынка. А все потому, что масштабные распродажи положительно влияют на выручку компаний и сигнализируют о сохранении покупательской активности, что важно для экономического роста. Порядка 30% всех розничных продаж в США и Западной Европе приходятся на праздничный сезон, который открывает Black Friday.
На фоне повышенной волатильности последних недель и резкого снижения фондовых индексов в октябре «черная пятница» может придать рынку импульс к росту. В этом году индекс доверия потребителей от Conference Board находится на 18-летнем максимуме, что будет способствовать покупательской активности. Холодная погода в США подстегнет спрос на одежду, а миллениалы обеспечат рост онлайн-продаж. Как ожидается, реализация товаров в «черную пятницу» и период до Рождества вырастет на 4,5% по сравнению с прошлым годом.
Во время коррекции 2011 года, весьма похожей на нынешнюю, именно после «черной пятницы» началось плавное восстановление котировок на фондовых площадках. Возможно, и в этом году мы увидим подобное развитие событий. Конечно, можно возразить, что в 2015 году никакие распродажи не помогли биржевым индексам вернуться к росту. Однако если посмотреть на статистику за последние 10 лет с учетом кризисного 2008 года, то рынки скорее выходили в плюс в течение месяца после распродаж, и в среднем рост составлял 5%.
Потребительский сектор
Главными бенефициарами торжества консьюмеризма традиционно считаются ретейлеры. Однако статистика последних лет не подтверждает, что весь потребительский сектор получает преимущество перед широким рынком. К примеру, биржевой фонд XRT, инвестирующий в потребительские компании, включая таких ветеранов, как Walmart и Macy’s, в среднем рос на 2% в течение месяца после Black Friday.
На протяжении недели позитивной динамики у этого ETF в среднем вообще не наблюдается. Только на горизонте трех месяцев, когда компании отчитываются о результатах четвертого квартала, можно увидеть повышение котировок в среднем на 4%, что все равно меньше показателей широкого рынка — 5%.
Возможное объяснение подобной динамики заключается во всемогущем влиянии «черной пятницы». Результаты продаж в этот «магический» день влияют на огромный спектр компаний, а не только на ретейлеров. Гиганты индустрии бытовой электроники Apple и Microsoft не попадают в этот ETF, не говоря уже об Amazon.
Таким образом, можно сказать, что покупка XRT — не самая лучшая стратегия перед Black Friday. Лучше поискать отдельные идеи. Ретейлеры довольно ощутимо скорректировались после слабого отчета Target и потеряли почти 10% за последние две недели. Некоторые компании могли необоснованно попасть под общую раздачу, что открывает возможность покупок акций по сниженным ценам — прямо как на распродаже.
Одежда и косметика
Из традиционных компаний сферы потребительских товаров можно выделить акции производители одежды Lululemon (LULU), а также сеть магазинов красоты Ulta Beauty (ULTA). Сохраняющийся высокий индекс потребительской уверенности в США в любом случае окажет положительное влияние на динамику расходов покупателей. Бренды, пользующиеся популярностью и отражающие модные тенденции, смогут на этом заработать. Именно поэтому мы обращаем внимание на эти две компании.
К положительным для Lululemon моментам можно отнести развитие линейки товаров. Компания специализируется на женской спортивной одежде, но планирует и запуск мужской линии. К тому же низкая средняя температура в США в этом году перед праздниками будет способствовать усилению спроса на одежду.
Плюсом Ulta Beauty мы считаем развитие разных каналов продаж и запуск новой линии косметики. На этом фоне акции компании довольно стойко перенесли текущую турбулентность на рынке.
Увеличение трафика покупателей перед распродажами в этом году было интенсивнее, чем год назад. Кроме того, согласно результатам опроса Kantar Retail Survey, 43% покупателей планируют увеличить покупки одежды в этом сезоне. Все эти факторы также можно отнести к благоприятным для Lululemon и Ulta Beauty.
В режиме онлайн
Хотя большинство покупателей сохраняет привычку участвовать в распродажах лично и трафик в магазинах продолжает расти, все большую популярность приобретают цифровые каналы продаж.
По результатам все того же опроса Kantar Retail Survey, 34% покупателей собираются приобрести как можно больше подарков онлайн. Мобильный канал продаж через смартфоны и прочие устройства обещает обеспечить до 44% всех трат в этом сезоне.
В условиях активного развития электронной коммерции наибольшую выгоду получают самые большие торговые интернет-площадки. Пользователь предпочитает купить все необходимое на одном ресурсе в целях экономии времени. Очевидными лидерами в этом контексте выглядят Amazon и Walmart.
В текущих рыночных условиях стабильность Walmart способна обеспечить ему первенство в соперничестве с Amazon. Последний отчет компании показал прогресс в развитии онлайн-каналов продаж. Сегмент электронной торговли Walmart может вырасти на 40% по итогам этого года. В октябре акции компании скорректировались вместе с рынком, тем самым накопив потенциал роста порядка 10%.
Кроме ретейлеров, к косвенным бенефициарам возможного рождественского ралли после «черной пятницы» можно причислить акции Microsoft. На фоне распродаж в технологическом секторе бумаги Miscrosoft выглядят сбалансированной инвестицией по привлекательной цене. С точки зрения теханализа, акции этой корпорации — одни из немногих удержавшихся от падения ниже 200-дневной скользящей средней.
Один из козырей Microsoft — подразделение компании, специализирующееся на приставках для видеоигр. X-box— один из самых желанных подарков для детей и подростков, так что в праздничный сезон можно рассчитывать на активизацию ее продаж. Также рост объемов реализации способны показать планшеты Microsoft Surface.