Российская экономика близка к перегреву из-за растущего дефицита кадров, считают в Центробанке. Рынок труда стал ключевым ограничением для долгосрочного роста и может привести к инфляционной спирали: следом за повышением цен будут расти зарплаты, а это вызовет новый скачок цен.
Подсчет ущерба: кто столкнулся с кадровым голодом?
С дефицитом специалистов в 2021 году столкнулись 76% компаний, рассказали в рекрутинговом агентстве HAYS. В сельскохозяйственной отрасли нехватку рабочих ощутили 78% компаний. До половины предприятий в металлургии и добывающей промышленности также испытывали кадровый голод.
Из-за локдаунов пострадали общепит и сфера гостеприимства. Руководители компаний в сегменте HoReCa попросту не могли перевести большую часть персонала на удалёнку, как это делали в IT или маркетинге, отметила IF соосновательница образовательной платформы Real Skills Татьяна Кибирёва.
Кроме того, в 2021 году список востребованных специалистов пополнили водители, менеджеры по продажам и продавцы в магазинах.
Новая парадигма: почему не хватает специалистов?
Основной причиной кадрового голода считают демографический кризис: провал рождаемости в 90-х совпал с высокой смертностью от коронавируса.
Рынок изменился после отмены самых жестких ограничений: начали возвращаться к работе кафе, магазины и сервисные центры, которые потеряли сотрудников в кризис.
Многим компаниям понадобилось реорганизовать бизнес-процессы. Интернет-магазины и сервисы доставки во время пандемии стали приоритетным каналом продаж, из-за этого бизнесу потребовалось больше водителей, курьеров, а также IT-специалистов и менеджеров, которые будут работать с доставкой и маркетплейсами.
Изменилось и отношение специалистов к труду. Многие люди больше не готовы работать за низкую зарплату, а в высокооплачиваемых областях всё больше людей предпочитают искать работу, которая будет соответствовать их предпочтениям, сообщила IF карьерный консультант Мария Воробьева.
Способы справиться с голодом: как компании борются с дефицитом специалистов?
На фоне кадрового голода компании начали искать специалистов по развитию, и обучению персонала. За 2021 год работодатели опубликовали около 2 000 вакансий в этой отрасли. На 98% больше, чем в 2019 году.
«Люди становятся новой нефтью и работодатели осмысливают этот момент», – поделилась руководитель пресс-службы HeadHunter Северо-Запад Мария Бузунова.
Зарплаты менеджеров и специалистов по обучению персонала выше средних на российском рынке труда: до 60 000 рублей. Руководители отделов обучения и развития персонала получают до 110 000.
Среди других способов борьбы с кадровым голодом популярны:
- «Выращивание» стажеров внутри компаний (41% работодателей);
- Найм специалистов из других регионов (41%);
- Привлечение сотрудников из других индустрий (24%);
- Увеличение расходов на рекрутмент (20%).
Также работодатели стараются удержать специалистов, желающих сменить работу. Контрпредложения стали популярны в IT и продажах, на производствах и среди высшего менеджмента.
Прогноз на 2022: самые востребованные профессии на рынке труда
В следующем году компании продолжат искать водителей, менеджеров по продажам, продавцов и бухгалтеров, считают в HeadHunter Северо-Запад. Уже сейчас количество активных вакансий по этим специальностям достигает 80 – 160 тысяч.
Также компании будут чаще искать корпоративных психологов. В 2021 году россияне чаще говорили о стрессе и выгорании на работе.
Продолжит расти число вакансий в автосфере: в России не хватает автомехаников, мотористов и электриков.
Рекрутеры отмечают высокий спрос на семейных врачей, терапевтов и специалистов по телемедицине. Коммерческие организации в сфере здравоохранения стали популярнее во время пандемии.
Навыки, которые могут понадобиться соискателям
В 2022 году соискателям рекомендуют развивать навыки взаимодействия с людьми, клиентоориентированность и креативность.
От сотрудников ждут адаптивности, самоорганизации и цифровой грамотности. Во многом это связано с риском новых локдаунов и с общим трендом на удалённую или гибридную (день в офисе – день дома) работу.
Многие компании начали развивать сервисы, связанные с рекламой, маркетингом и медиа, и специалистам нужна гибкость ума, умение вести переговоры и управлять людьми.