15 ноября 2018 года крупнейшие нефтяные компании России («Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Русснефть», «Нефтегазхолдинг» и другие) подписали с Правительством РФ и ФАС соглашение о временной заморозке цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Данное соглашение, инициатором которого стало Минэнерго, стало следствием многочисленных жалоб со стороны независимых и частных АЗС на чрезмерно высокие отпускные цены с НПЗ.
Согласно документу, до 31 марта 2019 года нефтегазовые корпорации обязуются принимать меры по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов путем ограничения розничных цен на бензин и дизельное топливо. Через неделю данное соглашение перестанет действовать, и многие эксперты полагают, что это спровоцирует еще больший рост цен на бензин. Нефтяные компании заявляют, что они недополучили около 35 млрд руб. вследствие заморозки цен на нефтепродукты, а автомобилисты и частные АЗС опасаются, что именно за счет них нефтяники будут компенсировать свои убытки.
Бензин начал дорожать в марте 2018 года после президентских выборов России, что вызвало волну протестов в ряде регионов страны. Одной из причин резкого роста цен стало расхождение динамики цен на нефть на мировом рынке и курса рубля. Ранее между ними наблюдалась высокая положительная корреляция, но в связи с работой бюджетного правила рубль перестал укрепляться при росте нефтяных котировок.
С марта по июнь 2018 года цена нефти Brent увеличилась с $66 до $74 за баррель, а курс рубля к доллару, вместо того чтобы укрепиться на соответствующую величину, снизился с 57 руб. до 63 руб. за доллар. Отчасти это было вызвано введенными санкциями, на фоне которых только в апреле рубль ослаб к доллару на 10%. Таким образом, стоимость нефти в рублях выросла за 3 месяца на 24% с 3750 руб. до 4650 руб. за баррель. Такими же темпами выросли стоимость бензина на международном рынке и отпускная цена бензина с НПЗ, что частично было переложено на конечных покупателей: розничная цена бензина на АЗС подскочила на 9%.
Динамика розничных цен на бензин АИ-92 и АИ-95 в России, 2016-2019 гг.
Источник: Росстат, расчет QBF
С 1 июня 2018 года Правительство РФ договорилось с нефтяниками о том, что они будут сдерживать цены на нефть, но никакого официального документа стороны не подписали. В сентябре оптовые цены на бензин выросли на 10% за месяц, и Правительство не могло оставить без внимания тот факт, что рост цен на бензин превысил уровень инфляции. 15 ноября было подписано официальное соглашение, которое обязало нефтяные компании заморозить цены на бензин и дизельное топливо на уровне июня 2018 года. Однако соглашение предусматривает рост оптовых и розничных цен на нефтепродукты с начала 2019 года, но только на уровень инфляции.
В настоящий момент Правительство РФ не рассматривает продление соглашения о заморозке цен на бензин, поскольку вполне удовлетворено результатами его выполнения, о чем сообщил вице- премьер Дмитрий Козак. Позитивным моментом выполнения данного соглашения стало выравнивание цен на АЗС вертикально интегрированных нефтяных компаний и независимых сетей АЗС. ФАС также полагает, что с 1 апреля должны заработать рыночные механизмы регулирования. По данным Росстата, в январе-феврале бензин в России подорожал в среднем на 0,5%. При сохранении такой тенденции по итогам года стоимость бензина может вырасти на 4,5-5,0%. Однако, по мнению большинства аналитиков и экспертов, стоит ожидать ускорения темпов роста цен на бензин до 10% в год под влиянием глобальных и сезонных факторов.
Динамика стоимости нефти Brent, $/барр., 2018-2019 гг. Источник: Investing.com, расчет QBF
Красной пунктирной линией обозначены уровни мая 2018 года
Динамика курса USD/RUB, 2018-2019 гг. Источник: Investing.com, расчет QBF
Красной пунктирной линией обозначены уровни мая 2018 года
Динамика стоимости нефти Brent, руб./барр., 2018-2019 гг. Источник: Investing.com, расчет QBF
Красной пунктирной линией обозначены уровни мая 2018 года
Во-первых, с начала 2019 года цены на нефть Brent выросли более чем на 30% с $50 до $68, а страны-участницы ОПЕК продолжают прилагать максимум усилий, чтобы мировой рынок нефти пришел к равновесию. В феврале ОПЕК на 106% выполнила сделку ОПЕК+ по сокращению добычи нефти. Преимущественно за счет Ирака и Саудовской Аравии уровень добычи «черного золота» в странах-членах ОПЕК сократился на 221 тыс. баррелей/сутки. Саудовская Аравия намерена и дальше сокращать добычу и экспорт нефти.
Поддержку рынку также оказывают санкции против Ирана и стремительное сокращение добычи нефти в Венесуэле. Во-вторых, в апреле-мае ожидается традиционное повышение спроса на бензин и другие виды топлива, что обусловлено началом автомобильного и сельскохозяйственного сезонов. В-третьих, нефтяным компаниям все еще более выгодно экспортировать нефть и нефтепродукты за рубеж, пока налоговый маневр полностью не вступил в силу, поскольку цена реализации в Европе выше цены на внутреннем рынке. Нефтяники будут пользоваться этой возможностью, чтобы максимально компенсировать убытки от заморозки цен на топливо. В связи с этим на внутреннем рынке может возникнуть дефицит, что также приведет к росту цен на нефтепродукты.
Тем не менее в настоящий момент цена барреля нефти составляет $67-68, что значительно ниже, чем в мае прошлого года, а курс рубля к доллару находится примерно на аналогичных уровнях. Стоимость нефти Brent в рублевом эквиваленте составляет около 4200 руб. за баррель и не превышает уровень, когда были заморожены цены на бензин. Это позволяет предполагать, что, возможно, сразу после окончания действия соглашения мы не увидим резких скачков цен на АЗС, а в дальнейшем стоимость топлива будет зависеть от динамики нефтяных котировок и курса рубля.
Однако, вне зависимости от того, как будут изменяться цены на бензин в дальнейшем, и Минэнерго и нефтяники отмечают, что механизм ценообразования на внутреннем рынке далек от совершенства и нуждается в доработке. На данный момент механизм ценообразования полностью определяется и контролируется ФАС и основан на правиле «нетбэк». Согласно этому правилу, отпускная цена бензина с российских НПЗ рассчитывается как цена бензина в Европе за вычетом транспортных расходов, связанных с поставкой топлива до европейских потребителей, и экспортной пошлины. Затем к отпускной цене с НПЗ прибавляются акцизы, НДС, транспортные затраты и собственные коммерческие расходы АЗС.
Схема ценообразования на внутреннем рынке бензина Источник: расчет QBF
В зависимости от соотношения экспортной пошлины и акцизов на бензин и дизельное топливо, которые регулируются государством, стоимость бензина на внутреннем рынке может быть как выше, так и ниже стоимости бензина в Европе. Новый налоговый маневр, который рассчитан до 2024 года, предусматривает снижение экспортной пошлины с 30% от стоимости нефти до нуля, в то же время Правительство не отказалось от своих планов повысить акцизы на топливо: с 1 января 2019 года акцизы на бензин и дизельное топливо выросли на 3700 руб. и 2700 руб. соответственно. В совокупности данные меры будут способствовать росту отпускной цены нефтепродуктов с НПЗ и их розничной цены.
Эксперты отмечают, что даже в этом случае реализация нефти и нефтепродуктов за рубежом, вероятно, останется для нефтяных компаний более выгодной и рентабельной. Сенатор Совета Федерации Сергей Леонов считает, что государственное регулирование топливного рынка в России должно быть более жестким и продуманным. В частности, сенатор предлагает установить определенную квоту на поставки бензина на внутренний рынок, чтобы избежать стремительно высокого роста цен на горюче-смазочные материалы.
Другие предлагают создать более гибкую систему экспортных пошлин и пересмотреть повышение акцизов, поскольку реальной потребности бюджета в дополнительных доходах нет, так как проект федерального бюджета предполагает значительный профицит. В свою очередь, представители Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) считают целесообразным установить не только квоту на внутреннем рынке, но и увеличить норму продаж топлива на бирже с 10% до 15%. Мнение заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина таково, что увеличение нормы реализации продаж может быть временной мерой, но стабильным рыночным механизмом регулирования рынка должна стать торговля на бирже производными инструментами, в частности, фьючерсными контрактами, которые позволяют хеджировать риски резких изменений цен на топливо.
Таким образом, последствия соглашения о заморозке цен на бензин могут быть неоднозначными. Ситуация на мировом рынке нефти в настоящий момент складывается достаточно благоприятная и способствует тому, чтобы после окончания действия соглашения 31 марта темпы роста цен на топливо остались умеренными. С другой стороны, сезонный спрос на топливо, а также несовершенное регулирование внутреннего рынка могут привести к ускорению темпов роста цен на бензин и дизельное топливо вплоть до 10% в год, что негативно отразится на рентабельности независимых АЗС и конечных потребителях.
Очевидно, что внутренний рынок горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов нуждается в более четких и проработанных мерах регулирования, чтобы найти компромисс между интересами крупнейших нефтяными компаниями, оптовых и розничных продавцов нефтепродуктов и автомобилистов.
Ксения Лапшина, младший аналитик QBF