Сентябрьская встряска
С приходом сентября, который является по статистике худшим месяцем в году для американского рынка, в США в некотором смысле лопнул надувшийся пузырь в акциях роста, технологических компаний. Самым заметным участником этих событий для инвесторов стали акции производителя электрокаров Tesla. С начала кризисного 2020 г. бумаги показали рост в 6 раз, а создатель компании Илон Маск успел подняться на 3 место в рейтинге самых богатых людей мира, пока не последовало резкое снижение. Консенсус-прогноз аналитиков по бумаге все это время был ниже рыночных цен.
Читайте также: Tesla. Карточный домик?
Триггеры роста
Столь бурный рост был вызван активностью компании даже в период коронавируса. Отчеты о поставках и квартальные отчеты непременно приводили к росту капитализации. Tesla в I квартале произвела 102,7 тыс. и поставила 88,4 тыс. автомобилей. Этот результат за I квартал компания назвала «лучшим в истории». Пока заводы компании в США простаивали во II квартале, прозорливо построенный завод в Шанхае работал шесть дней в неделю. В результате по итогам II квартала поставки Tesla составили 90,65 тыс. автомобилей, что было значительно выше ожиданий Wall Street. Компания продолжила наращивать производственные мощности, начав строительство завода в Германии.
В самый тяжелый для американской экономики квартал, когда ВВП США рухнул более чем на 30%, Tesla формально смогла выйти на прибыль четвертый квартал подряд, что позволяло ее акциям войти в состав популярнейшего индекса S&P 500. Этот факт стал одним из главных локальных триггеров дальнейшего ралли в бумаге, хотя в долгосрочной перспективе инвесторов больше интересует способность компании выиграть гонку по созданию автопилота.
Косвенно подготовку к все более массовому внедрению акций Tesla в портфели инвесторов подтверждал проведенный в августе сплит акций из расчета 5 к 1. Розничные инвесторы и без того проявляли активность в дорожающей бумаге, о чем в частности говорят отчеты Санкт-Петербургской биржи, где также торгуются акции Tesla. Согласно им, бумага месяц за месяцем входила в топ по объемам торгов.
Переоценнность Tesla по мультипликаторам в отсутствие выплат дивидендов, обратных выкупов и в целом проблемами с прибылью по основной деятельности провоцировали участников рынка играть от продаж в бумаге, что также толкало время от времени котировки вверх.
Распродажи от $500
На пике, уже после дробления, акции взяли планку в $500, когда посыпались одна негативная новость за другой. Первую волну продаж спровоцировали новости о сокращении позиций в акциях Tesla некоторыми фондами, в частности Baillie Gifford, который был крупнейшим внешним акционером. Cама компания в этот момент заявила о проведении допэмиссии на $5 млрд.
Падение на этих новостях было существенным, но самое тяжелое испытание для акционеров выдалось 8 сентября, когда капитализация за один день снизилась на 21% на $82 млрд до $307,7 млрд. Участники рынка бурно отреагировали на решение индексного комитета S&P Dow Jones, который по итогам ребалансировки не решился добавлять акции в состав S&P 500. Комитет не раскрывает причины своего решения, но можно предполагать, что помешать могли высокая оценка акций компании при текущих источниках прибыли.
Tesla зарабатывает сотни миллионов долларов в год, получая выплаты от других автопроизводителей за так называемые ZEV credits. Из экологических соображений и норм в некоторых штатах автопроизводители должны выпускать определенное количество автомобилей с нулевым выбросом. Если они этого не делают, то должны покупать ZEV credits у тех компании, которые выпускают такие автомобили. Tesla, выпускающая только электрокары, имеет избыток ZEV credits и продает их традиционным автопроизводителям, что на данный момент во многом формирует ее прибыль.
К тому же 8 сентября рынок узнал о создании стратегического партнерства General Motors и Nikola. Консолидация в секторе создает более сильных конкурентов для Tesla.
В результате котировки от максимумов просели на 34%.
Что дальше
После первых дней коррекции предполагалось, что котировки могут просесть к $360, и это будет консервативный сценарий. Котировки в моменте опускались в район $330, после чего последовал сильный отскок. Тем не менее цена остается выше консенсуса, который постепенно к ней подтягивается. Из 33 оценок, по данным Reuters, треть аналитиков рекомендуют бумагу «продавать», меньшая часть — «покупать» и большинство — «держать».
Можно полагать, что сближение с консенсусом, который находится на уровне $299, может быть продолжено, и это не мешает сохранить долгосрочный растущий тренд. Компания и дальше будет заниматься регулятивным арбитражем, но постепенно может улучшать и показатели основного бизнеса. Надежды на ее лидерство в гонке по созданию автопилота также сохраняются.
Интересные уровни для входа можно выделять ниже консенсуса. Среднесрочный тренд проходит в районе $289–290, а 200-дневная средняя остается глубоко внизу, вблизи $210. Вход может осуществляться частями по мере снижения цены от консенсуса.
Новый сервис на БКС Экспресс — торговать стало еще удобней!
БКС Брокер