Можно ли перевести весь транспорт с двигателей внутреннего сгорания на электрическую тягу? СМИ и политики активно обсуждают этот вопрос в последние годы. На фоне этого инвесторы в нефтегазовый сектор начинают беспокоиться: их пугает перспектива отказа от ископаемого топлива, а также “зеленая” повестка декарбонизации экономики.
Но не будем забывать, что ископаемое топливо — не только уголь и нефть, но и газ. Скорее всего, переход на электротранспорт и декарбонизация только помогут в том, чтобы его популярность росла!
Почему? В качестве примера рассмотрим ситуацию в США, как наиболее развитой рыночной экономики.
3 сценария от JP Morgan: куда пойдёт энергетика США?
Один из крупнейших банков США JP Morgan видит такие варианты развития событий:
Сценарий 1
30% транспортного рынка займут электромобили. Уголь перестанет использоваться в качестве энергоносителя. Вместо него будет газ. Мало того, США на ⅔ откажется от АЭС, и эту долю рынка тоже займёт газ.
В итоге рост потребления газа энергетическим сектором вырастет примерно на 120% в абсолютном выражении к 2035 году.
Сценарий 2
Всё то же самое, что и в предыдущем сценарии, однако в данном случае предполагается параллельный рост объёмов электроэнергии, вырабатываемой с помощью возобновляемых источников энергии (ВИЭ), примерно на 25-30 ГВт в год. Это должно произойти благодаря государственным инфраструктурным программам президента США Джо Байдена. При таком раскладе рост потребления газа к 2035 году составит примерно 60%.
Сценарий 3
Отличается от второго тем, что рост объёмов электроэнергии, получаемой от ВИЭ, будет расти высокими темпами: +73 Гвт в год. В этом случае потребление газа сократится на 30% к 2035 году.
Как видим, в 2 из 3 сценариев произойдёт рост объёмов газовой электрогенерации. Это случится благодаря общему росту электропотребления — в том числе, и благодаря электромобилям, — а также отказу от угля как наиболее экологически грязного топлива.
Конечно, есть и такой вариант развития событий, при котором уголь в энергетике не исчезнет до конца. Однако массовый переход на электротранспорт, который будет обеспечиваться электроэнергией от сжигания угля, нелогичен как с экономической, так и с экологической точек зрения.
Каким американским компаниям выгоден рост спроса на газ?
На диаграмме ниже — 10 крупнейших производителей природного газа в США по результатам 1 квартала 2021 года.
Рис. 2. Крупнейшие производители газа в США.
Исключим из этого списка #XOM (Exxon Mobil) и #CVX (Chevron), так как основную часть выручки им приносит добыча нефти. А спрос на нефтепродукты окажется под ударом в случае массового замещения традиционных автомобилей электротранспортом.
Краткое описание основных американских производителей газа:
Компания |
Анализ |
|||||
EQT Corporation (EQT) |
Последние 4 года убыточна, нет дивидендов. |
|||||
Southwestern Energy (SWN) |
Последние 2 года убыточна, нет дивидендов, высокий долг. |
|||||
Antero Resources (AR) |
Последние 3 года убыточна, нет дивидендов. |
|||||
Cabot Oil&Gas |
Произошло слияние с Cimarex. |
|||||
Chesapeake Energy (CHK) |
Недавно прошла через процедуру банкротства. |
|||||
CNX Resources (CNX) |
Последние 3 года убыточна, нет дивидендов. |
|||||
Range Resources (RRC) |
Последние 4 года убыточна, нет дивидендов. |
|||||
ConocoPhillips (COP) |
Прибыльна, дивидендная доходность около 2,5%. |
Результаты достаточно печальные: большинство компаний в последние годы терпели убытки и выглядели непривлекательно. Возможно, если высокие цены на газ продержатся достаточно долго, некоторым из них удастся исправить ситуацию. Но пока сектор выглядит депрессивно.
Единственной достойной внимания компанией из данного списка оказалась ConocoPhillips. Однако доля газа в структуре её продаж составляет 45%, остальное приходится на продажи нефти и битума. Поэтому ConocoPhillips тоже рискует в случае сокращения потребления нефтепродуктов, но в меньшей степени, чем ExxonMobil и Chevron.
В целом же ConocoPhillips достаточно стабильна и, что самое главное, прибыльна.
Рис. 3. Денежные потоки компании ConocoPhillips.
С долговой нагрузкой компания справляется, соотношение долга и капитала сохраняется, чистый долг значительно не растет. Соотношение чистый долг / EBITDA находится на уровне около 1.
Мнение аналитиков InvestFuture
В ближайшие годы в США может произойти существенный рост потребления газа. К этому приведут отказ от угля в энергетике, а также высокая доля замещения традиционных автомобилей электрокарами.
Это может позитивно отразиться на долгосрочных перспективах американских газовых компаний. Но большинство из них имеет плохие финансовые показатели в последние годы: убытки и рост долгов.
Лучшим выбором в данном случае будут компании с достаточно высокой, но не 100%, долей газа в структуре выручки. Например, ConocoPhillips. Такая структура позволяет выживать в текущих условиях и иметь хорошие перспективы на будущие десятилетия.
Аналитик Иван Черненко, редактор Никита Марычев.