InvestFuture

Что ждет рынок нефти, если США вновь введут санкции в отношении Ирана

Прочитали: 2297 Аналитика «БКС Мир инвестиций»
Президент Трамп готов объявить в ближайшие дни, что знаменательное ядерное соглашение с Ираном больше не отвечает национальным интересам Соединенных Штатов. Хотя так называемая «десертификация» не была бы фатальным ударом по иранской сделке, обещанного Трампом в ходе предвыборной кампании, это приведет к возвращению вопроса в Конгресс, который потенциально может полностью вывести США из сделки.

Сторонники данного шага говорят, что это может обеспечить рычаги для пересмотра соглашения или последующих сделок, и просигнализирует Ирану, что США не будут мириться с иными действиями, которые они считают дестабилизирующими, но не регулируются данной сделкой. Существует также риск того, что подобный шаг может иметь неприятные последствия: Иран уже предупредил, что новые санкции будут рассматриваться как враждебная агрессия.

«Американцы должны знать, что глупое поведение правительства Трампа с ядерной сделкой будет использоваться Исламской Республикой в ??качестве возможности для продвижения вперед по своей ракетной, региональной и традиционной программе обороны», – сказал командующий гвардией Мохаммад Али Джафари, цитируемый Reuters. Затем он прямо пригрозил присутствию США в регионе, предупреждая, что «если новый закон Америки о санкциях будет принят, этой стране придется переместить свои региональные базы за пределы 2000-миллионного диапазона иранских ракет».

 

Но даже если не произойдет никаких враждебных действий, главный риск состоит в том, что, как объяснялось еще в ноябре 2016 года в статье «Отправит ли Трамп нефтяные цены вверх?»  – после падения нефти, вызванного отменой иранских санкций, их возвращение может оказать огромное влияние на иранский и мировой нефтяной рынок.

Как пишет Дэмиен Куравлин из Goldman, десертификация, продвигаемая Трампом, поставит под угрозу снятие западных санкций, которые позволили бы вернуть 1 млн баррелей в сутки (б/с) иранской нефти на рынок. Тем не менее, другие участники сделки продолжали заявлять о ее поддержке (Reuters). При этом Иран в воскресенье заявил, что он был открыт для переговоров о своем баллистическом ракетном арсенале, стремясь уменьшить напряженность по поводу спорной программы (Reuters).

Другими словами, вопрос о добыче иранской нефти – это вопрос о том, должна ли Европа следовать примеру США в возобновлении эмбарго на экспорт иранской нефти, и сможет ли Иран найти достаточно покупателей на азиатском рынке, чтобы компенсировать падение европейского спроса. Вот исчерпывающее объяснение от Курвалина:

«Иран снова находится на переднем крае нефтяных геополитических рисков.

Помимо неопределенности в отношении  того, что же объявит администрация США, мы считаем, что отсутствие международной поддержки возобновляемых санкций усугубляет неопределенность в отношении любого потенциального воздействия на экспорт нефти. Европейские потребители, на долю которых приходится 25% иранского экспорта в 2,2 млн б/с, могут прекратить свои покупки, чтобы избежать нарушения вторичных санкций США, если они в одностороннем порядке будут пересмотрены.

Мы считаем, что ключевым моментом для глобального рынка нефти является то, будут ли эти потоки сокращаться, а не просто перенаправляться в Азию с потенциальным воздействием возможных санкций США на международное страхование и судоходство».

В конечном счете, мы ожидаем, что, если вторичные санкции США будут приняты, они первоначально поставят под угрозу несколько сотен тысяч баррелей иранского экспорта. Однако без поддержки других стран маловероятно, что производство упадет к уровням, предшествующим сделке или что неизбежно произойдет падение экспорта.

Администрация Трампа должна подтвердить Конгрессу 15 октября, что Иран соблюдает ядерную сделку, заключенную в 2015 году. Американский президент был активным противником соглашения, и Washington Post сообщила в субботу, что Трамп вскоре объявит, что он десертифицирует международную сделку по ограничению ядерной программы Ирана.

Сохраняется высокая неопределенность в отношении того, что объявит президент Трамп. Министр обороны на этой неделе заявил, что в интересах Америки придерживаться этой сделки (Рейтер). Кроме того, администрация подтвердила ее соблюдение, как в мае, так и в июле. Если президент Трамп откажется подтвердить соответствие, Конгресс США будет иметь 60 дней для рассмотрения вариантов, включая повторное введение дополнительных санкций в отношении Ирана, и может решить бездействовать, хотя указ президента может обойти это препятствие.

Отказ от национальной безопасности использовался для приостановления вторичных санкций США в отношении экспорта иранской нефти, и президент Трамп мог бы отменить эти отказы, что привело бы к «мгновенному возвращению» предыдущих санкций, без каких-либо требований участия Конгресса.

Помимо неопределенности в отношении того, как поступит администрация США, скорей всего, ответ других подписантов соглашения (Великобритания, Франция, Германия, Россия, Китай, ЕС) будет иметь ключевое значение для любого потенциального воздействия на нефть. Международные комментарии других крупных участников СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий) поддерживают соглашение в его нынешнем виде (Reuters).

В пятницу одна представительница Европейской комиссии прокомментировала, что сделка работает и не может быть пересмотрена и что она является «надежным и долгосрочным решением иранской ядерной проблемы» (Bloomberg). Эта позиция была поддержана официальным представителем МИД Германии, который отметил, что иранская ядерная сделка «важна» и ее стоит сохранить (Reuters), в то время как министр иностранных дел России сказал, что «очень важно сохранить ее в нынешнем виде и, конечно же, участие США будет очень важным фактором в этом отношении» (Reuters).

С момента отмены санкций производство в Иране увеличилось на 1 млн б/с, при этом экспорт сырой нефти составил 2,2 млн б/с и около 0,5 млн б/с конденсата. Около 60% объема экспорта приходится на Азию: Китай (0,6 млн б/с), Индия (около 0,45 млн б/с), Южная Корея (около 0,3 млн б/с) и Япония (около 0,1 млн б/с), являющиеся крупнейшими покупателями.

С момента снятия международных санкций европейские покупатели вновь начали брать иранские объемы, и теперь около 25% из них направляются в Европу. С точки зрения нефтяного рынка риск состоит в том, что даже если другие подписанты сделки будут продолжать ее поддерживать, европейские потребители могут прекратить покупки, чтобы избежать нарушения вторичных санкций США, если они будут в одностороннем порядке повторно применены.

В результате Ирану придется искать альтернативных покупателей, которые, вероятно, будут находиться в Азии, где он продавал свою нефть во время предыдущих санкций. Остается неясным, повлияют ли только санкции США на способность международных страховых и судоходных компаний поддерживать эту торговлю, что являлось главной причиной сокращения общих иранских поставок в 2012-2015 годах.

При отсутствии подобного ограничения судоходства влияние на производство должно быть ограничено способностью азиатских нефтеперерабатывающих компаний поглощать перенаправленные европейские объемы. В результате, несмотря на высокую неопределенность, ожидается, что возобновленные вторичные санкции США первоначально подвергнут риску несколько сотен тысяч баррелей иранского экспорта.

Иран ищет помощи в инвестировании разработки новых крупных месторождений для стимулирования производства после отмены международных санкций. Было подписано несколько меморандумов о взаимопонимании для изучения проектов в рамках нового иранского нефтяного контракта, например, несколько международных нефтяных компаний намерены представить планы технического и коммерческого развития месторождения Азадеган (включая Shell, Total, Inpex и Роснефть).

Однако на данный момент заключено всего несколько конкретных договоров. Если американские санкции будут вновь введены, западным международным нефтяным компаниям будет сложно работать в Иране. Вероятно, останется гораздо меньшая группа компаний, желающих и способных инвестировать, что может повлиять на будущие планы роста добычи. Одна сделка уже запущена на основе 20-летнего соглашения, подписанного в июле для разработки Южного Парса с Total (50,1%) и China National Petroleum Corp (19,9%, а Petropars владеет 30%). Если вторичные санкции против Ирана будут вновь введены, эти компании должны полностью выйти из сделки, другие партнеры могли бы взять под контроль проект и продвигать только разработку месторождений.

По материалам zerohedge.com

БКС Экспресс

Источник: БКС Экспресс

Оцените материал:
(оценок: 36, среднее: 4.56 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Что ждет рынок нефти,

Поделитесь с друзьями: