Евросоюз может добавить Россию в список «некооперативных стран». Это значит, что у ЕС есть претензии к российскому налогообложению.
Что это означает и пора ли начинать переживать?
О «серых» и «чёрных» налоговых юрисдикциях
Страны, которые не соответствуют международным налоговым нормам и стандартам Евросоюза, получают статус «некооперативных». Ведение реестра таких юрисдикций направлено на борьбу с уклонением от налогов и отмыванием денег.
Особое внимание уделяется раскрытию финансовой информации о нерезидентах и налоговым преференциям.
Список состоит из двух частей и пересматривается дважды в год.
-
«Серая» часть списка состоит из менее злостных нарушителей – стран, которые работают над претензиями ЕС. Это, к примеру, Гонконг и Малайзия.
-
В «чёрный» перечень входят страны, которые не сотрудничают с ЕС по вопросам налоговой политики. Наличие таких стран способствуют отмыванию денег и уклонению от уплаты налогов. Это, например, Панама, Макао.
Страны могут переходить из одного списка в другой, если будут соблюдать предписания или наоборот, нарушать международные стандарты.
При этом Евросоюз более строго контролирует операции с «серыми» странами. Компании и физлица могут ощутить, что транзакции становятся дольше – их тщательно проверяют.
А вот транзакции в страны из «черного» списка могут, например, облагаться налогом на доходы у источника, пишут Ведомости. Это может помешать переводу дивидендов в офшорные зоны.
В чём обвиняют Россию?
Претензии ЕС к России вызваны специальными административными районами (САР), пишут Forbes. Совет ЕС назвал САРы «вредоносным» налоговым режимом.
Евросоюз предъявил два требования, пишут «Ведомости»:
-
компании в САР должны создавать реальные офисы с сотрудниками;
-
САРы должны быть доступны и для российских холдингов.
Стоит ли бояться «серого списка»?
Попадание в «серый список» – не приговор. Обычно у стран есть год для устранения претензий в проведения реформ. Тем более, что Минфин уже работает над этим вопросом.
Власти могут обязать резидентов САРов арендовать офисы и нанимать требуемое количество сотрудников. Также компаниям будет необходимо инвестировать 300 млн рублей в местную инфраструктуру вместо 50 млн ранее. Прорабатывается и доступ в САРы резидентов РФ.
Какого развития ситуации ждать?
Даже если странам не удастся договориться, Россия попадёт пока только в «серый список». В таком случае можно будет ожидать замедления транзакций.
К тому же, Ассоциация профессиональных инвесторов видит риски в проводимых реформах. Резидентам САРов разрешено менять правила корпоративного управления, что может сказаться на правах инвесторов. Помимо этого, допуск резидентов РФ в САРы противоречит цели их создания – возвращению холдингов в российскую юрисдикцию. Это вызывает риск нарушения правил конкуренции в российской экономике.
Последствия для Евросоюза
Если разногласия продолжатся, это может сказаться на отношениях России и ЕС. В последнее время геополитическая ситуация между странами и так непростая, но в то же время всё сильнее проявляется зависимость ЕС от российского экспорта, в первую очередь газа и нефти. Запасы газа в хранилищах на рекордно низких уровнях, что вызывает опасения на фоне неопределённости вокруг «Северного потока-2».
А ещё и запрет вывоза удобрений из России оставил Европу в непростой ситуации. Дорогой газ, тоже связанный с российским экспортом, не позволяет компаниям удовлетворять спрос на минеральные удобрения. А неурожай или рост цены на удобрения означает рост цен на продовольствие и повышает недовольство населения.
Кроме того, российский палладий активно используется в «озеленённом» Евросоюзе для нейтрализации выхлопных газов. Финансовый сектор тоже может добавить проблем. Так, на фоне геополитических рисков банк UniCredit не решился покупать российский «Открытие», а возможное отключение России от SWIFT беспокоит банковский сектор. К тому же, российские компании должны европейским банкам около $60 млрд – в четыре раза больше американских банков.
Чего же ждать российским инвесторам?
Не стоит ожидать эскалации разногласий между Россией и ЕС из-за статуса «серой налоговой юрисдикции». Повод не самый значимый.
Россия готова вносить изменения в законодательство, а для Евросоюза невыгодно разрывать торговые отношения. ЕС всё ещё зависит от российского экспорта, несмотря на поиск новых поставщиков сжиженного природного газа в регион.
В других сферах экономики Европа тоже ощущает взаимозависимость от России. Так что в крайнем случае, если страны разорвут отношения, это негативно скажется и на экономике самой Европы.
Журналист Алексей Спешилов, редактор Никита Марычев.