В этом году вводится обязательное для банков требование: идентифицировать клиентов по биометрическим данным. Банки с универсальной лицензией — а это большинство системно значимых банков — с 1 сентября при дистанционном открытии счетов и приеме заявок на кредиты будут обязаны использовать единую биометрическую систему (ЕБС).
При этом отделения нововведение не затронет. В офисах, как и раньше, можно будет получить все услуги. А вот клиентам, предпочитающим онлайн-формат, предложат зарегистрироваться в ЕБС.
Что такое единая биометрическая система (ЕБС)?
ЕБС удалённо идентифицирует человека по голосу и изображению лица. Раньше подключиться к системе можно было только лично в уполномоченном банке. Там делали фото, записывали голос и регистрировали в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Сейчас в закон внесены изменения. Предполагается, что клиенты могут сами регистрироваться в мобильном приложении. Процедура будет бесплатна, обещает ЦБ. После регистрации по своей биометрии можно получить кредит, открыть счёт или вклад, переводить деньги.
Кто придумал использовать ЕБС?
Концепцию предложил Центробанк, а далее разработал ее вместе с Ростелеком. Требование об использовании биометрии пытались ввести еще в 2021 году. Но банки попросили отложить, поскольку сбор и хранение данных требуют больших затрат. По информации Банка России, сегодня в ЕБС зарегистрировано более 200 тыс. пользователей, 217 банков используют её в работе.
А где хранятся данные ЕБС?
Данные ЕБС и их сохранность контролируются государством. Биометрические образцы хранятся в ЕБС в обезличенном виде, а персональные данные находятся в ЕСИА. Чтобы идентифицировать клиента, эти две системы работают в связке. ЕБС также использует алгоритмы, которые распознают, что перед камерой живой человек, а не его фото.
Но некоторые специалисты в области безопасности считают, что любая база данных уязвима. Технология deep fake (глубокой подделки) достаточно развита, чтобы подделать голос человека и даже изображение его лица, а вот технологий, распознающих такие фейки, в настоящий момент не существует, подчеркнула президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская.