Как устроено поведение потребителей в России после западных санкций? На чём экономит население, а что старается купить впрок?
Каждую неделю с начала марта исследовательская группа «Ромир» оценивает настроения и ожидания потребителей.
Пять основных стратегий поведения почти поровну делят россиян.
- «Стратеги» (23%) увеличивают траты на товары не первой необходимости. Это бытовая техника, ремонт автомобиля, ювелирные изделия, алкоголь, витамины, отдых и развлечения. «Стратегия» – покупать то, что может сильнее вырасти в цене. По сути это вложения в товары с длительным сроком хранения и потребление услуг «пока не подорожало».
- «Аскеты» (21%) экономят на всём, кроме еды. Они, как и раньше, отказывают себе во многом и дальше будут покупать только самое необходимое. В этой категории большая доля молодёжи.
- «Рационалисты» (21%) не увеличивают свои траты. Они не стали покупать впрок продукты и лекарства, но сократили затраты на второстепенные товары и услуги.
- «Паникёры» (18%) закупают впрок товары первой необходимости и экономят на дорогих вещах и услугах. Хотя они увеличили траты на кофе, сладости, деликатесы, косметику и корма для животных. Среди них высокая доля людей со средним заработком. Эта группа россиян «создала инфоповоды о дефиците сахара и пустых полках в магазинах», пишут в «Ромир».
- «Инвесторы» (17%) похожи на «стратегов», но тратят в основном на ремонт автомобиля и страхование. Они рассматривают автомобиль как ключевой источник заработка, считают аналитики.
94% участников опроса затронули экономические проблемы в стране. 54% респондентов отказываются от дорогих покупок и товаров длительного пользования. Это самый распространённый подход. Далее вычёркивают расходы на отдых и развлечения.
В первую очередь покупатели готовы отказаться от ювелирных украшений, недвижимости и альтернатив сигаретам. Но с начала марта выросли продажи непродовольственных товаров: гигиенические средства, лекарства, корм для животных. Это одна из краткосрочных тактик экономии – население видит рост цен и ожидает подорожания в будущем.