Мы уже говорили о том, что токенэкономика является ключевым фактором, влияющим на инвестиционное решение. Почему же она так важна при анализе стартапа и принятии решения инвестировать в него или нет.
В токенэкономике две составляющие - спрос и предложение. В следующий раз я подробно расскажу про предложение, то есть про уменьшение количества токенов в обращении экосистемы. А сегодня мы поговорим о том, откуда берётся спрос на токены и как он работает.
Начнём с того, что есть два типов спроса: естественный и искусственный. Первый формируется самим бизнесом, а второй, соответственно, возникает за счёт спекуляции и разных рыночных моментов.
Сначала про спрос естественный.
Бизнес должен быть построен так, чтобы токен являлся его стержневым элементом, чтобы 100% «кэш-флоу» бизнеса переносилось на токенэкономику, то есть чтобы токен выкупался и гасился за счёт дохода бизнеса. Это условие особенно важно для принятия решения, инвестировать в стартап или нет.
Представьте сервис, который реализует очень простую функцию: он позволяет пользователю завести криптовалютный кошелёк и превращает ваш телефон в устройство «Apple Pay» или «Samsung Pay». Устройства, в свою очередь, при помощи вашего биткоин-кошелька конвертируют платежные средства в криптовалюту и позволяют рассчитываться, например, в кафе или в магазине при помощи биткоинов, эфиров и т.д. Это достаточно понятные действия, на них есть спрос и ясно, что такой стартап нужен рынку, поскольку всегда есть потребность превращать биткоины в какие-то платёжные инструменты, которые применяются везде.
Предположим, есть стартап, который непосредственно решает описанную выше задачу. А есть пользователи, которые внутри стартапа заводят собственные криптовалютные кошельки, и переводят туда средства в виде криптовалюты. Допустим, пользователь №1 положил на кошелёк один биткоин, пользователь №2 положил десять биткоинов, и пользователь №3 положил 0,1 биткоина. Для простоты расчетов в этом примере возьмем курс 1BTC = $10000.
Итак, пользователь приходит в стартап, создаёт в нём кошелёк, превращая свой iPhone в платёжный механизм, и оплачивает какой-то товар в магазине. Вот пользователь №3, у которого 0,1 биткоина на кошельке то есть $1000 , он произвёл оплату за какую-то услугу на все свои деньги. Тут же сервис стартапа снял какую-то комиссию, скажем равную 3% с 1000 долларов, и это - его основной доход. Поскольку сервис работает в рамках токенэкономики, то и вся комиссия сервиса, выраженная, например, в газе эфириума, оплачивается при помощи токенов.
Вот как это происходит: так как токен размещён на криптовалютной бирже, его можно приобрести и использовать для оплаты комиссии. Значит с биткойн-кошелька пользователя №3 произошла оплата, 1000 долларов были выплачены за какую-то услугу или товар, и 30 долларов, т.е. 3%, взял себе стартап в качестве комиссии. То есть 30 долларов переводятся в пользу криптовалютной биржи, и стартап получает обратно на эту сумму некое количество токенов, которое зависит от цены токена на данный момент.
Все токены, попавшие на кошелёк стартапа, уничтожаются, поскольку они сжигаются на этом смарт-контракте и выбывают из обращения, тем самым уменьшая предложение токенов на рынке. Когда мы будем обсуждать тему возникновения предложения, мы подробно разберем, какими методами, помимо сжигания, можно уменьшать количество токенов в базе. А сейчас нас прежде всего интересует, как увеличивать на них спрос.
В моём примере весь кэш-флоу данного бизнеса, сгенерированный его трёхпроцентной комиссией, переводится в токенэкономику. То есть, на него выкупаются токены на бирже, которые попадают на специальный кошелёк, и в токенах же взимается комиссия. Это – прямой пример возникновения естественного спроса, где весь спрос на токены генерируется бизнесом.
Немного о спекуляциях
Конечно, можно сказать, что к этому спросу подключится спекулятивный спрос и можно даже оценить величину этого спекулятивного спроса. Но не надо думать, что спекулянты прибегут обязательно и, что если естественного спроса у вас нет, то они всё скупят, от этого вырастет цена, и все будут счастливы. Этого не происходит ни при каких обстоятельствах, и, конечно же, стартап должен рассчитывать только на собственную бизнес-модель.
На самом деле, здесь и заложен ключ к принятию решения инвестировать в стартап или нет. Вы должны посмотреть, какой процент его дохода нацелен на выкуп токенов, а также понимать, что стартап, выпуская токены, должен заботиться об интересах токенхолдеров. То есть если стартап, проведя ICO, оставил в пользу команды, консультантов или партнёров какой-то объём токенов, и вы, как токенхолдер, владеете каким-то их количеством, то вы со стартапом сидите в одной лодке, поскольку его задача увеличить оборот компании, спрос на её услуги, и, соответственно, увеличить спрос на токены, а значит и их цену. Это классическая ситуация.
Но бывает и так, что стартап значимую часть дохода забирает себе и разделяет между акционерами, а на токенэкономику выделяет незначительную часть. Это – «некрасивая» ситуация, и в таком случае к проекту надо относиться осторожно.
Что ещё нужно знать?
Есть понятие дистрибуционной модели, которое описывается во всех материалах ICO. Надо понимать, кому, помимо инвесторов, достаются токены. Это важно, потому что, хоть нам и известно, что какой-то стартап решает ключевую рыночную задачу, что у него мало конкурентов, но одновременно ясно и то, что токены будут продаваться и самим стартапом, и теми, кто их получил, помогая стартапу провести ICO.
В первую очередь, речь идёт о «баунти программе», о консультантах, о сервис-компаниях, помогавших в проведении ICO. Например, из дистрибуционной программы вы увидели, что только 70% токенов распределены между инвесторами. А как управляют остальными 30%? В лучшем случае стартап говорит, что его часть токенов не будет реализовываться на протяжении какого-то промежутка времени. Например, стартап закрывает для продажи на год все токены, выделенные себе, своим консультантам и фаундерам, и фиксирует их. Значит, он определяет ваше право приоритета на реализацию токенов.
Скажем, стартап выпустил токенов на двадцать миллионов долларов, на такой же объём произошло ICO, в результате которого эти токены перешли в руки инвесторов. Дополнительные 20% токенов сверх этой суммы выпущено в пользу команды. То есть всего двадцать четыре миллиона долларов в виде токенов находятся в обращении.
С точки зрения бизнеса, стартап консервативно спрогнозировал, что своим сервисом он сможет в течение года привлечь 5% рынка, а это значит чуть больше одного миллиона человек, поскольку общая база биткоин-кошельков составляет около двадцати четырёх миллионов. Далее, стартап опять же консервативно спрогнозировал, что средний месячный чек на его услугу будет составлять $1000. Теперь, чтобы подсчитать, какой суммы достигнет объём скупки токенов, нам нужно миллион пользователей умножить на тысячу долларов в месяц, и мы получим один миллиард долларов в обороте системы. При трёхпроцентной комиссии стартапа скупка токенов может достичь ежемесячно тридцати миллионов долларов.
Это – ключевая цифра, поскольку она даёт понять, на какой объём скупки рассчитывает стартап и насколько это реалистично. И соответственно каждый токен может стоить очень много. То есть если токен вырастет в цене в десять раз, то это будут уже двести сорок миллионов долларов, и даже по тридцать миллионов в месяц он будет скупаться примерно восемь месяцев. Но, как правило, речь не идёт о линейном росте объёма. Почему? Выпущенные токены распределяются по двум аудиториям – пользователи, которые действительно планируют использовать токены при оплате товаров или услуг, «сжигая» их при оплате комиссии, и торговцы, которые приобрели токены с целью их реализации на криптовалютных биржах.
Статистика говорит, что не более трети токенов попадут на криптовалютную биржу. Попробуем подсчитать: вынесем за скобки те четыре миллиона, которые заморожены командой на их кошельках на какое-то время. Остаётся токенов на двадцать миллионов долларов. Из них треть попадает на криптовалютную биржу, то есть на сумму около семи миллионов долларов. Спрос, который будет генерироваться стартапом по прошествии какого-то времени, составит тридцать миллионов долларов, а в обращении на бирже токены всего на семь миллионов. Вот эти семь против тридцати – и есть тот самый мультипликатор, на который может вырасти цена токена .
Как это происходит? Сначала выкупаются токены по цене ICO, потом скупка начинает потихоньку расти, поднимается цена токена. Последовательный выкуп токена приводит к тому, что скупаются самые дешёвые токены, а потом всё более и более дорогие. Спрос растёт вместе с ростом клиентской базы, причём количество токенов сокращается, а объём спроса увеличивается.
Когда вы будет общаться со стартапом, вы сможете задавать вопросы напрямую: за счёт чего будет происходить рост спроса? За счёт чего будут выкупаться токены? Какая будет частота его скупки? Какая часть дохода стартапа переходит в токенэкономику? Каков размер эмиссии? Как будут сохраняться токены и команда?
Если стартап попытается вам рассказать, что мы, мол, сейчас добавимся на криптовалютные биржи, и прибегут спекулянты, начнут скупать токены – ни в коем случае не верьте. Никто просто так не прибежит. Спекуляция – это не природное явление, это осмысленное действие. Спекулянт приходит только на той точке, когда уже есть определённый объём естественного спроса, и он может быть умножен спекулятивным спросом допустим в несколько раз. Но не стоит рассчитывать, что что-то произойдёт только за счёт спекуляций. Надо анализировать бизнес модель и рыночную статистику, нужен ли продукт стартапа рынку, каким может быть спрос, соответствует ли этот спрос ожиданиям стартапа. Но главное, что стартап должен рассказать вам всё это сам. После его рассказа пройдитесь по основным документам пред-ICO («вайт пейпер», «ван пейджер»), и если вас что-то смутило, задавайте вопросы в открытую.
В следующий раз мы поговорим о второй стороне медали - о токенэкономике и предложении. Мы рассмотрим механики, которые помогают стартапу сократить количество токенов в обороте. Ведь в любом случае, успех зарождается на пересечении двух показателей, когда количество токенов в обороте неумолимо падает, а объём спроса на них неумолимо растет.
Задать вопрос Николаю Евдокимову можно на сайте, или в Facebook