Команда IF News задалась вопросом, что же выгоднее для жителей Москвы: собственный автомобиль или каршеринг? Для этого мы провели небольшое исследование сегмента эконом-класса на примере «китайца» Chery Tiggo 4. Цифры могут вас удивить.
Ситуация на российском авторынке остается удручающей. Даже скидки от дилеров на засидевшиеся на складах автомобили не спасают – покупка авто остается критически дорогим удовольствием. Тем временем активно развивается каршеринг. Автопарки и модельный ряд постоянно растут, а стоимость остается доступной для широких масс.
В итоге многие потребители отдают предпочтение именно каршерингу как более выгодной опции. Команда IF News изучила рынок с позиции эконом-класса и постаралась ответить на вопрос, что же дешевле: купить своё авто или ездить на «карше»?
В качестве примера с автомобильного рынка возьмем конкретную модель – Chery Tiggo 4, а также условия её проката в наиболее популярных каршерингах в Москве.
Пройдемся по ценам в столичных каршерингах. Изучим ценовую ситуацию как с помесячной, так и поминутной арендой. Зачастую сервисы каршеринга выставляют на «витрины» стоимость аренды за неделю. Яндекс предлагает Tiggo 4 за 42 400–49 280 рублей в месяц, Ситидрайв – 60 000–64 400 рублей, Belka – также в районе 60 000, Делимобиль – от 45 200 рублей. В пересчете на год диапазон составляет 516 200–783 650 рублей.
Однако если взять данные для поминутной аренды авто, ситуация ощутимо меняется. Долгосрочная аренда автомобилей, всё же, нужна людям, которые находятся в постоянных разъездах. Рабочие поездки по столице, семья или просто автомобильные прогулки в удовольствие. Обычный пользователь каршеринга, как правило, выбирает поминутную аренду автомобиля.
Стоимость аренды Chery Tiggo 4 в Москве составляет от 11 до 20 рублей в минуту. По данным Департамента транспорта Москвы, средняя продолжительность поездки на каршеринге составляет 47 минут. Рассмотрим пример, когда активный пользователь каршеринга осуществляет как минимум 2 поездки в день, то есть из точки «А» в точку «Б» и обратно. Таким образом, даже по максимальной цене в день он потратит 1 880 рублей [без учета ожидания], а в год – 686 тысяч рублей, при минимальной – около 380 тысяч.
При этом, средняя скорость поездки на автомобиле в Москве, по данным всё того же Дептранса Москвы, в 2024 году составляла около 30 км/ч. Следовательно, стоимость одного километра на Chery, взятого в каршеринге, для москвича будет стоить в среднем от 22 до 40 рублей [с учетом всех пробок и светофоров].
По данным НАПИ, цена за новый автомобиль этой модели в начале года в среднем составляла 2 380 000 рублей. Но это далеко не вся сумма, в которую обходится использование автомобиля владельцу. Ежегодные расходы при 20 тысячах км пробега в год для Tiggo 4 составляют 433 715,55 рублей [в том числе налоги, ТО, бензин, КАСКО+ОСАГО, а также потерю стоимости на рынке] для Москвы.
Приведенные ранее данные относятся к пробегу в 20 тысяч км в год. Очевидно, что почти все автомобилисты покупают железного коня не на один год. Средний срок владения автомобилем в России в 2024 году составил 7,3 года. По данным НАПИ, цена на выбранную нами модель снижается на 37,09% за 5 лет, следовательно за 7,3 года стоимость авто на вторичном рынке при худшем раскладе может снизиться на 50% и более.
Переведем стоимость пользования автомобилем в километры. Стоимость обслуживания и всех сопутствующих расходов Tiggo 4 за средний период владения авто [без учёта инфляции] в РФ составит около 3,16 млн рублей. Вместе со стоимостью покупки нового автомобиля, общая цена составит 5 546 123,515 рублей. Если перенести данные по средней продолжительности поездки пользователя каршеринга и сделать аналогичное допущение о двух поездках в день, стоимость одной минуты пользования собственного авто составит 22,14 рубля.
Это примерно на 10,7% больше, чем максимальная стоимость Tiggo в поминутном каршеринге. Но если мы берем стоимость из расчета пробега в 20 тысяч км в год, цена составит 39 рублей за км, что, кстати, меньше, чем при расчёте стоимости километра на каршеринге по максимальной стоимости.
Но самое интересное начинается, когда под сравнение попадает помесячная аренда авто в сервисах каршеринга. Диапазон цены аренды на 7,3 года составляет 3 768 260–5 720 645 рублей. И тут мы напомним про маленький, но очень важный нюанс – свое авто можно продать. И если вычесть из стоимости владения собственным авто её будущую цену на вторичном рынке [допустим, она обесценится вдвое] мы получим 4 356 124 рубля. А это уже ниже средней стоимости аренды за год. Для лучшего понимания – это примерно 49 700 рублей в месяц, что сопоставимо с арендой в Яндексе. А ещё это 17,4 рубля за минуту и 31,1 рубль за 1 км.
Покупка собственного автомобиля VS каршеринг на основе рыночных данных по Chery Tiggo 4 в рублях
*При расчёте для долгосрочной аренды для каршеринга
**При расчёте для поминутной аренды для каршеринга
1. В сегменте бюджетных автомобилей владение собственным автомобилем в долгосрочной перспективе может оказаться более выгодным. В особенности, если человек пользуется машиной чаще, чем средний пользователь каршеринга. Причина – возможность продать Б/У автомобиль и получить солидный «кешбэк».
2. Главный плюс каршеринга – возможность выбирать. Пользователь в случае поминутной аренды, которая даже на дистанции может быть заметно выгоднее ежемесячной аренды, может в любой день изменить предпочтения и пересесть на класс повыше. А вот оперативно продать собственный аппарат и заменить его на что-то другое точно не получится.
3. Наш пример основан на достаточно бюджетной китайской модели авто. В других сегментах, к примеру, для европейских иномарок, стоимость обслуживания может быть значительно дороже. В таком случае вне зависимости от времени эксплуатации каршеринг может оказаться выгоднее владения собственным авто.