Аренда авто поминутно или покупка. Что выгоднее?

16:38 11.04.2025

Команда IF News задалась вопросом, что же выгоднее для жителей Москвы: собственный автомобиль или каршеринг? Для этого мы провели небольшое исследование сегмента эконом-класса на примере «китайца» Chery Tiggo 4. Цифры могут вас удивить.

Аренда авто поминутно или покупка. Что выгоднее?

Ситуация на российском авторынке остается удручающей. Даже скидки от дилеров на засидевшиеся на складах автомобили не спасают – покупка авто остается критически дорогим удовольствием. Тем временем активно развивается каршеринг. Автопарки и модельный ряд постоянно растут, а стоимость остается доступной для широких масс. 

В итоге многие потребители отдают предпочтение именно каршерингу как более выгодной опции. Команда IF News изучила рынок с позиции эконом-класса и постаралась ответить на вопрос, что же дешевле: купить своё авто или ездить на «карше»?

В качестве примера с автомобильного рынка возьмем конкретную модель – Chery Tiggo 4, а также условия её проката в наиболее популярных каршерингах в Москве.

Сколько стоит каршеринг?

Пройдемся по ценам в столичных каршерингах. Изучим ценовую ситуацию как с  помесячной, так и поминутной арендой. Зачастую сервисы каршеринга выставляют на «‎витрины»‎ стоимость аренды за неделю. Яндекс предлагает Tiggo 4 за 42 400–49 280 рублей в месяц, Ситидрайв – 60 000–64 400 рублей, Belka – также в районе 60 000, Делимобиль – от 45 200 рублей. В пересчете на год диапазон составляет 516 200–783 650 рублей.

Однако если взять данные для поминутной аренды авто, ситуация ощутимо меняется. Долгосрочная аренда автомобилей, всё же, нужна людям, которые находятся в постоянных разъездах. Рабочие поездки по столице, семья или просто автомобильные прогулки в удовольствие. Обычный пользователь каршеринга, как правило, выбирает поминутную аренду автомобиля.

Стоимость аренды Chery Tiggo 4 в Москве составляет от 11 до 20 рублей в минуту. По данным Департамента транспорта Москвы, средняя продолжительность поездки на каршеринге составляет 47 минут. Рассмотрим пример, когда активный пользователь каршеринга осуществляет как минимум 2 поездки в день, то есть из точки «А» в точку «Б» и обратно. Таким образом, даже по максимальной цене в день он потратит 1 880 рублей [без учета ожидания], а в год – 686 тысяч рублей, при минимальной – около 380 тысяч.

При этом, средняя скорость поездки на автомобиле в Москве, по данным всё того же Дептранса Москвы, в 2024 году составляла около 30 км/ч. Следовательно,  стоимость одного километра на Chery, взятого в каршеринге, для москвича будет стоить в среднем от 22 до 40 рублей [с учетом всех пробок и светофоров].

Во сколько обойдётся собственный автомобиль? ‎ 

По данным НАПИ, цена за новый автомобиль этой модели в начале года в среднем составляла 2 380 000 рублей. Но это далеко не вся сумма, в которую обходится использование автомобиля владельцу. Ежегодные расходы при 20 тысячах км пробега в год для Tiggo 4 составляют 433 715,55 рублей [в том числе налоги, ТО, бензин, КАСКО+ОСАГО, а также потерю стоимости на рынке] для Москвы.

Приведенные ранее данные относятся к пробегу в 20 тысяч км в год. Очевидно, что почти все автомобилисты покупают железного коня не на один год. Средний срок владения автомобилем в России в 2024 году составил 7,3 года. По данным НАПИ, цена на выбранную нами модель снижается на 37,09% за 5 лет, следовательно за 7,3 года стоимость авто на вторичном рынке при худшем раскладе может снизиться на 50% и более.

Переведем стоимость пользования автомобилем в километры. Стоимость обслуживания и всех сопутствующих расходов Tiggo 4 за средний период владения авто [без учёта инфляции] в РФ составит около 3,16 млн рублей. Вместе со стоимостью покупки нового автомобиля, общая цена составит 5 546 123,515 рублей. Если перенести данные по средней продолжительности поездки пользователя каршеринга и сделать аналогичное допущение о двух поездках в день, стоимость одной минуты пользования собственного авто составит 22,14 рубля.

Это примерно на 10,7% больше, чем максимальная стоимость Tiggo в поминутном каршеринге. Но если мы берем стоимость из расчета пробега в 20 тысяч км в год, цена составит 39 рублей за км, что, кстати, меньше, чем при расчёте стоимости километра на каршеринге по максимальной стоимости.

Но самое интересное начинается, когда под сравнение попадает помесячная аренда авто в сервисах каршеринга. Диапазон цены аренды на 7,3 года составляет 3 768 260–5 720 645 рублей. И тут мы напомним про маленький, но очень важный нюанс – свое авто можно продать. И если вычесть из стоимости владения собственным авто её будущую цену на вторичном рынке [допустим, она обесценится вдвое] мы получим 4 356 124 рубля. А это уже ниже средней стоимости аренды за год. Для лучшего понимания – это примерно 49 700 рублей в месяц, что сопоставимо с арендой в Яндексе. А ещё это 17,4 рубля за минуту и 31,1 рубль за 1 км.

Каршеринг

Покупка собственного автомобиля VS каршеринг на основе рыночных данных по Chery Tiggo 4 в рублях
*При расчёте для долгосрочной аренды для каршеринга
**При расчёте для поминутной аренды для каршеринга

Наши выводы

1. В сегменте бюджетных автомобилей владение собственным автомобилем в долгосрочной перспективе может оказаться более выгодным. В особенности, если человек пользуется машиной чаще, чем средний пользователь каршеринга. Причина – возможность продать Б/У автомобиль и получить солидный «кешбэк».

2. Главный плюс каршеринга – возможность выбирать. Пользователь в случае поминутной аренды, которая даже на дистанции может быть заметно выгоднее ежемесячной аренды, может в любой день изменить предпочтения и пересесть на класс повыше. А вот оперативно продать собственный аппарат и заменить его на что-то другое точно не получится.

3. Наш пример основан на достаточно бюджетной китайской модели авто. В других сегментах, к примеру, для европейских иномарок, стоимость обслуживания может быть значительно дороже. В таком случае вне зависимости от времени эксплуатации каршеринг может оказаться выгоднее владения собственным авто.

Редакция  IF
Редакция IF
Копировать ссылку